Такелажные работы в судостроении. Такелажные работы, классификация судов, транспортные суда, служебно-вспомогательные суда, суда технического флота и специальные суда, суда на подводных крыльях Свайка такелажная деревянная

ТАКЕЛАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ТАКЕЛАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструменты, употребляемые при такелажных работах: свайка, драек, мушкель, полумушкель, лопатка и машинка для слома .

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Такелажный инструмент

специальный инструмент для выполнения такелажных работ. Основные из них: мушкель, свайка, драек, лопатка, берда, трепало и некоторые другие инструменты.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "ТАКЕЛАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" в других словарях:

    Инструмент - получить на Академике рабочий купон на скидку Вотоня или выгодно инструмент купить с бесплатной доставкой на распродаже в Вотоня

    Такелажный инструмент в виде деревянного молотка, употребляемый при работах с проволочными тросами. Киянка. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Киянка … Морской словарь

    Такелажный инструмент, употребляемый при клетневании. Представляет собой маленькую деревянную Л. с небольшим отверстием в плоской своей части. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР,… … Морской словарь

    Марочница. такелажный инструмент, употребляемый для наложения бензельных марок. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Марочница … Морской словарь

    Инструмент, употребляемый при тканье матов. Представляет собой доску крепкого дерева длиною около 2 м с ручкой. Одна из кромок Т. заострена. Трепало. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Свайка (игра). Свайка такелажный инструмент в виде прямого или слегка согнутого деревянного или железног … Википедия

    Такелажный инструмент. Изготавливается из дерева твердой породы. Применяется при накладывании бензелей и марок, транцевании и т. д. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Драек инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий… … Морской словарь

    Мушкель. (Maul, mallet, caulking mallet) деревянный молоток, применяемый при такелажных работах. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Мушкель … Морской словарь

    - (Fir, splicing fid, marlinespike) железный конический гвоздь изогнутой формы с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ. Свайки. Деревянная С. (прямой формы) применяется при шитье парусов для выравнивания и… … Морской словарь

    - (Knotting and splicing) судовые работы, связанные с ремонтом подержанных или обделкой новых тросов; к ним относятся сплеснивание, вязка узлов, штыков, остропливание блоков, плетение матов, выделка швабр, кранцев и т. п. На судостроительных… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нож (значения). Нож (праслав. *nožь от *noziti протыкать) режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на … Википедия

6.1. Инструменты и приспособления для такелажных работ

Т а к е л а ж н ы е работы проводятся для ремонта и поддержания в исправном состоянии бегучего и стоячего такелажа, буксирного, швартовного и других видов оборудования верхней палубы кораблей. К этим работам относятся: ремонт тросов и их соединение с помощью узлов, сращивание (сплеснивание) тросов, заделка кнопов и мусингов, изготовление огонов и т. д. Своевременное и умелое проведение такелажных работ способствует увеличению срока службы предметов оснастки корабля. Исправное состояние такелажа корабля обеспечивает успешное выполнение различных работ на верхней палубе и безопасность личного состава. В комплект такелажных инструментов и приспособлений входят следующие простейшие устройства (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Такелажный инструмент и приспособления:
1 - деревянная свайка; 2 - сальные свайки; 3 - драек; 4 - мушкель; 5 - киянка; 6 - полумушкель; 7 - такелажная лопатка; 8 - марочница; 9 - машинка для слома троса; 10 - такелажные тиски; 11 - берда и трепало


С в а й к и д е р е в я н н ы е и с т а л ь н ы е. Деревянные свайки изготовляются в виде конуса из крепких пород дерева (граба, клена, бука, дуба) и применяются при работах с растительными и синтетическими тросами для пробивки и разделения прядей троса, изготовления сплесней, огонов, кнопов и мусингов. При работах со стальными тросами применяются металлические свайки, изготовленные из углеродистой стали. Они бывают прямые и изогнутые, плоские и круглые. При работах с толстыми стальными тросами используются плоские свайки, так как они шире разводят пряди пробиваемого троса.

Д р а е к изготовляется из дерева твердой породы и применяются для обтягивания вручную (выдраивания) линя, каболки или проволоки, при накладывании бензелей и марок, тренцевании и других работах. В средней утолщенной части драйка имеется кип для стропки.

М у ш к е л ь - деревянный молоток, служащий для выравнивания прядей троса, деформировавшихся при различных работах, околачивания растительных тросов при навивке, приколачивания прядей после пробивки при выделке сплесней, огонов и т. д. Боек мушкеля изготовляется из твердых пород дерева, ручка - из березы.

К и я и к а - большой деревянный молоток прямоугольной формы с длинной рукояткой. Применяется при работах со стальными тросами (подобно мушкелю), чтобы не повредить оцинковку его проволок.

П о л у м у ш к е л ь - деревянный молоток малого размера с выемкой (кипом) вдоль бойка, которым полумушкель накладывается на трос. Применяется при наложении бензелей и клетневании тросов.

Т а к е л а ж н а я л о п а т к а - деревянная или стальная. Применяется соответственно для работ с растительными или стальными тросами при наложении марок, бензелей и клетневании тросов.

М а р о ч н и ц а - деревянный инструмент для наложения бензелей и марок.

М а ш и н к а для с л о м а т р о с а применяется для сведения вплотную двух тросов при изготовлении бензелей и заделке огонов. Машинка состоит из направляющих штанг, подвижных колодок и зажимного винта.

Т а к е л а ж н ы е т и с к и используются для изготовления огонов с коушами, остропки блоков, сплеснивания тросов и т. д. Тиски имеют три сдвижные колодки, которые перемещаются по направляющим и позволяют производить работы с тросами любого диаметра.

Б е р д а и т р е п а л о. Берда - деревянная четырехугольная рама с натянутым между верхней и нижней планками шкимушгаром или тонкими деревянными дощечками, каждая из которых имеет очко. Трепало - доска длиной до 2 м с одной заостренной кромкой. Берда и трепало применяются для изготовления тканых матов.

Помимо перечисленных инструментов при проведении такелажных работ необходимо иметь топоры, ручники, кувалды, зубила, кусачки, ножи боцманские, а также запас шкимушки, парусины и древесной смолы.

Свайка и такелажный ключ

Первые складные модели были достаточно громоздки - в сложенном состоянии длина достигала 100 мм. Форма клинка - прямая. Впрочем, такой дизайн был оправдан для основной функции ножа - рубки троса. Если из бухты предстояло вырубить конец, то в месте, где планировалось делать надрез, накладывались две марки, а трос резался между ними. Если трос был достаточно толст, то его рубили в прямом смысле: ставили на него клинок ножа и наносили по его обуху удар мушкелем - деревянным молотком-киянкой. Парусный флот стремительно уходил в прошлое, а яхтинг процветал, эволюционировал в развлечение для состоятельных господ. Поэтому со временем нож стал более миниатюрным и компактным.

Часто он дополнялся другим откидным предметом - свайкой для пробивания прядей троса и прочих такелажных работ. Ранние модели имели свайку, закрепленную на манер современного шила и штопора - в средней части рукояти. Однако куда как большее распространение получили ножи со сконцевым расположением этого инструмента. На одном конце со свайкой стояла и антабка: к ней крепили страховочный линь, чтобы не «упустить» нож за борт при волнении. Такие ножи утвердились на флоте уже к середине XIX в. Если свайка не имела фиксатора, то модель называли «нож яхтсмена», а если блокировалась пружиной в открытом положении, то модель считалась профессиональной - «такелажной».

С помощью свайки раздвигают пряди троса, а также развязывают затянувшиеся узлы. Помимо откидных сваек многопредметных морских ножей свайки выполняют и как отдельный инструмент - из дерева и стали. Деревянную свайку из ясеня или дуба употребляют для работы с растительными тросами. У стальной свайки заостренный конец имеет овальное сечение, что облегчает работу со стальным тросом. Вставленная между прядями и повернутая на ребро, она позволяет легче пробивать ходовые пряди. В своем толстом конце свайки иногда имеют отверстие. Сквозь него продевается стропка, которая при работах на мачте или с толстым тросом, когда приходится с усилием вытаскивать свайку из-под пряди, надевается на руку. В зависимости от толщины троса меняется и размер свайки: чем толще трос, тем она больше. Некоторые свайки для стального троса имеют на конце канавку для прохода пряди троса при изготовлении сплесней и огонов.

Реже на складном ноже имелся специальный откидной ключ для такелажных скоб. Как и свайка, он может выполняться и в виде отдельного инструмента. Блоки и коренные концы снастей чаще всего крепятся к привинченным к палубе обушкам при помощи такелажных скоб. Скобы делаются из оцинкованного железа или бронзы, концы которой соединяются болтом с резьбой или гладким пальцем. Скобы являются важной деталью, применяемой на парусных судах в самых разнообразных вариантах и различных размеров. Закрепить снасть к рангоутному дереву или парусу можно и без такелажной скобы - с помощью морского узла. Но предпочтительнее это делать все же скобой.

Из книги Салон красоты на дому автора Коробач Лариса Ростиславовна

ГАРМОНИЯ РИТМОВ – КЛЮЧ К ВАШЕЙ КРАСОТЕ Говоря о лунном календаре, нельзя не вспомнить о таком важном ритме, как менструальный цикл, который также состоит примерно из 28 дней.Так, в начале женского цикла, до овуляции, как и на молодой Луне, полезно заниматься спортом,

Из книги Танец живота. Уроки мастера. Продвинутый уровень автора Ведехина Татьяна Юрьевна

«Ключ» Исходное положение: как в двух предыдущих упражнениях: стоя в полуприседе и вполоборота к зрителю. Корпус смотрит вперед, бедра и ноги повернуты в сторону под углом 45°. Ближайшую к зрителю, рабочую, ногу (ею по-прежнему остается правая) ставим перед опорной левой на

Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс Билл

Установка комплекта Cor-Kit на замок-засов Kwikset под тубулярный ключ Модель 400K комплекта Cor-Kit служит для управления замками-засовами Kwikset серии 800 под тубулярный ключ. Модель 485K предназначена для замка Kwikset серии 885. Если вы устанавливаете новый замок-засов, то следуйте

Из книги автора

Приложение 4 Системы "мастер-ключ" В табл. П4.1 приведен перечень уровней систем «мастер-ключ».Таблица П4.1. Уровни систем

Такелажные работы

Судовые такелажные работы - это работы с тросами, производимые при изготовлении и ремонте такелажа и различных предметов судового снаряжения.

Такелажный инструмент. В его состав входят следующие простейшие инструменты и приспособления (рис. 32):

Свайка - деревянный или стальной конусообразный стержень прямой или изогнутой формы; служит для разделения и пробивки прядей в тросах;

Драек - деревянный брусок круглого сечения, утоняющийся от середины к концам; применяется для обтягивания (выдраивания) тросов и разделения прядей;

Мушкель - деревянный молоток, предназначенный для выравнивания. Такелажные работы и уплотнения прядей после ремонта троса;

Полумушкель - деревянный мол ток с продольным кипом на бойьки используется для натяжения клетки при клетневании троса:

Лопатка - деревянная или металлическая с отверстием посереди для продевания клетня; применяет вместо полумушкеля при клетненнии троса;

Трепало - узкая доска, заостренная на конце; употребляется и изготовлении матов.

Кроме перечисленных инструментов, для выполнения такелажных работ необходимо иметь топоры, лотки, зубила, тиски, кувалд кусачки и т. п.

Марки и бензели. Под маркой понимают перевязку троса для заделки его концов и закрепления неропущенной части. Бензель - совместная перевязка двух тросов для соединения. Для наложения маробензелей используют парусные нитки каболки, тонкие растительные три (лини) и проволоку.

В зависимости от способа наложения марка (рис. 33) может б простая, самозатяжная, со змейке с пробивкой.

Для того чтобы получить просто марку, один конец линя укладывают вдоль троса в виде некоторую накрывают шлагами, вокруг троса. Свобод конец линя продевают в петлю ее помощью затягивают под после чего концы линя корня обрезают.

При наложении самозатягивания марки один конец линя, уложен вдоль троса, накрывают пятью шестью шлагами, а затем в, троса укладывают другой конец линя, который также накрывают шлагами. Образовавшуюся при слабину выбирают, а концы. обрезают.

Марка со змейкой - это про марка, дополненная змейкой: ставая шлаги марки, она повышает ее прочность. Можно пробивать бодный конец линя между прядями троса попеременно с каждой стороны. Такая марка называется маркой с пробивкой.

Рис. 32. Такелажный инструмен: а-свайка, б-драек; в-мушкель, е-полумушкель; д-трепало; е-лопатка

Рис. 33. Марки: а - простая; б - самозатяжная; в - со змейкой; г - с пробивкой

Рис. 34. Бензели; а - полубензель; б - прямой; в - с крыжом; г - стопорка

Рис. 35. Тренцевание и клетневание троса: а - обтягивание трени; б - наложение клетневины; в - наложение клетня

Наиболее распространенными видами бензелей (рис. 34) являются полубензель, прямой бензель, бензель с крыжом и стопорка.

Полубензель - простая марка, уложенная на двух идущих рядом тросах. Для увеличения прочности полубензель может выполняться со змейкой.

Прямой (круглый) бензель имеет шлаги, наложенные в два слоя. Свободный конец линя под шлаги в этом случае протягивают при помощи предварительно уложенной петли-проводника.

При наложении бензеля с крыжом конец линя закрепляют удавкой на одном из тросов и на тросы накладывают 10-15 шлагов. Затем бензель крыжуют, для чего линь дважды проводят между тросами вокруг шлагов бензеля. Свободный конец линя крепят к шлагам крыжа штыками и коротко обрезают.

Стопорка выполняется так же, как и бензель с крыжом, с той лишь разницей, что шлаги обносят вокруг обоих тросов восьмеркой. В тех случаях, когда при наложении стопорки выбранные втугую тросы не подходят друг к другу, стопорку называют плоским бензелем.

Тренцевание и клетневание. Тренцевание тросов производится для выравнивания их поверхности, чтобы в углублениях между прядями не скапливалась вода. Для этого трос в местах впадин между прядями обвивают тренем, в качестве которого используются смоленый шкимушгар, линь или тонкий трос.

Для тренцевания трос при помощи талей растягивается втугую и покрывается древесной смолой. Трени, число которых должно равняться числу прядей троса, закрепляют в углубление между прядями троса. Для того чтобы трень ровно и плотно заполнила промежутки между прядями, ее обтягивают (прогоняют) ри помощи дрейка и небольшой стропки, которая плотно обхватывает трос (рис. 35, а).

Вращением стропки вокруг троса по направлению его спуска достигаются вдавливание трени и ее натяжение. Пройдя таким образом строп кой по всему тросу, слабину трени прогоняют в один конец, где треш обтягивается вручную и пробиваете в трос. Если отренцованный трос не предполагается клетневать, трени укрепляют наложением марок со змейками.

Клетневание тросов производите для предохранения их от перетирания. Для этого отренцованный трос обертывается клетневиной (рис. 3? б), а затем накладывается клетен (рис. 35, в). Клетневина приготовляется из старой парусины, разрезанной на ленты, ширина который немного меньше длины окружности троса. Разрезать парусину на лент необходимо не вдоль основы, а по некоторым углом, благодаря чем кромки лент не расползаются. Затем ленты смолят и сматывают в моток. В качестве клетня используют шкимушгар, тонкий линь, мягкую луженую проволоку и спиральный трос.

Трос, подлежащий клетневание туго натягивают и покрывают древесной смолой. После этого по направлению свивки его обертывают клетневиной таким образом, что каждый последующий шлаг немного перекрывал предыдущий. Закреп конец клетневины временной марке на трос в обратном направлен т. е. против спуска, накладывают клетень при помощи полумушкеля а на тонкие тросы - при помощи такелажной лопатки. Это обеспечивает наложение клетня плотны ровными шлагами. Последние 6 шлагов обносят с некоторой слабиной, и под них проводится довой конец клетня, после чего шланг обтягивают.

Сплесни применяют для сращивания без узла двух тросов одинакового диаметра. В зависимости от способа выполнения сплесни бывают короткие и длинные (разгонные). Для того чтобы получить короткий сплесень (рис. 36, а), на некотором расстоянии от концов на тросы накладывают временные марки, после чего тросы распускают на пряди, концы которых также маркируют. Подготовленные тросы сдвигают вплотную друг к другу так, чтобы каждая прядь одного троса находилась между двумя смежными прядями другого.

Рис. 36 Сплесни: а-короткий, б-длинный, 1-на растительном тросе, 2-на стальном тросе

Тросы сращивают пробивкой, т. е. пряди одного троса пропускают под пряди другого. Пробивка прядей производится по правилу через одну под одну против спуска троса. Таким образом, при пробивке каждая ходовая прядь одного троса должна быть наложена на ближайшую коренную прядь второго троса и пропущена при помощи свайки под следующую его прядь. Аналогично производят пробивку ходовых прядей второго троса.

Прочность короткого сплесня будет обеспечена в том случае, если пряди в каждую сторону пробиваются по 3 раза. При этом для постепенного уменьшения толщины сплесня третью пробивку производят прядями, из которых вырезана половина каболок.

Таким же образом получают короткий сплесень на стальном тросе. Разница состоит лишь в том, что пряди пробивают по правилу <через одну

Под две против спуска троса>. Количество пробивок в этом случае увеличивается до пяти, из которых две последние выполняют с неполным числом проволок в прядях. При сращивании стальных тросов сердечники вырезают.

Короткий сплесень имеет хорошую прочность, но значительно утолщает трос, поэтому его нельзя применять на тросах, которые должны проходить через шкивы блоков.

Сращивание тросов длинным (разгонным) сплеснем (рис. 36, б) производят не пробивкой прядей, а только их обвивкой вокруг троса. Поэтому при изготовлении длинного сплесня концы тросов должны распускаться на большую длину.

Подготовленные к сращиванию тросы сводят вместе, как и при изготовлении короткого сплесня. После этого на одном из тросов снимают временную марку и одну из его прядей выплетают, а на ее место укладывают прядь второго троса. Когда у вводимой пряди остается небольшой конец, ее обносят по часовой стрелке вокруг выводимой пряди и затягивают узлом. После этого ходовые концы 1 раз пробиваются под коренную прядь. Таким же образом во второй трос вводят прядь первого троса. Сращивание третьей пары прядей производится непосредственно у места стыкования тросов.
Закончив изготовление длинного сплесня, лишние концы прядей обрезают и на места сращивания прядей накладывают марки.

При изготовлении разгонного сплесня на стальном шестипрядном тросе в каждый из них вводят по три пряди другого троса. Вводить каждую прядь следует на различную длину, чтобы места их скрепления равномерно распределялись по всей длине сплесня. Концы встречных прядей скрепляют полуузлом, а затем пробивают в трос и обрубают. На месте скреплений накладывают марки из мягкой проволоки.

Длинный сплесень применяют для сращивания тросов бегучего такелажа, так как он почти не дает утолщения в месте сплеснивания, поэтому очень удобен для тросов, проходящих через шкивы блоков. Его недостаток - малая прочность.

Огоны - петли, сделанные на конце или в середине троса. Они служат для крепления тросов на рангоуте или на причальных тумбах, а также для соединения тросов при помощи скоб.

Более надежным являются огоны, полученные путем сплеснивания тросов. В зависимости от назначения и способа заделки огоны подразделяются на простые, голландские, разрубные и подкововидные.
Для получения простого огона (рис. 37, а) конец троса распускают на пряди, как и при изготовлении короткого сплесня. После этого трос укладывают в виде петли нужных размеров и каждую из свободных прядей пробивают в трос правилу через одну под одну против спуска троса. Всего делаются три четыре пробивки. При этом последняя выполняется прядями с неполным числом каболок.

При изготовлении голландског огона из конца троса выводя одну прядь, а остальные укладываю в виде петли. Затем свободную прядь вводят на свое место в трос навстречу двум другим. Концы всех пряде распускают на каболки, укладываю вдоль троса и накладывают марки.

Разрубной и подкововидный огон изготавливают не на конце, а в cepедине троса. Чтобы получить разруной огон, концы двух тросов распускают на пряди и укладывают та чтобы тросы несколько перекрывая друг друга. После этого пряди левого троса пробивают в правый тротив а правого - в левый. Для изготовления подкововидного огона трос нужном месте сгибают и в обе е ветви на некотором расстоянии места сгиба сплеснивают пряди короткого куска троса такой же толщины.

Рис. 37. Огоны: а - простой, б - подкововидный, в - голландский, г - разрубной

Для предохранения тросов от резких изломов и перетирания в огоны часто вставляют коуши. Огон с коушем (рис. 38, а) изготавливают так же, как и простой огон, но при выполнении подготовительных операций трос не просто укладывают в виде петли, а вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. После окончания работ линь или шкимушгар снимают.

Огоны на стальных тросах также можно делать сплесниванием. Существует несколько способов пробивки и закрепления троса, но все они трудоемки. В последнее время все более широкое применение находит способ закрепления тросов при помощи скоб-зажимов, которыми ходовой конец троса прижимают к коренному (рис. 38, б).

Огоны с коушами на стальных тросах можно также заменить концевыми обоймами (рис. 38, в), для закрепления которых в отверстие вставляют распущенный на отдельные проволоки конец троса и полость обоймы заливают высококачественным техническим или рафинированным цинком, нагретым до температуры 450-470 °С.

Кнопы и мусинги. Кнопом называется специальный узел (утолщение) на конце растительного троса. Такое же утолщение посредине троса называют мусингом. Кнопами закрепляют и удерживают коренной конец троса и предохраняют его концы от распускания. Мусинги служат опорами для рук и ног при лазании по канату. По назначению и способу заделки кнопы (рис. 39) подразделяются на простые, без пробивки, стопорные, талрепные и др.

Для изготовления кнопа трос распускают на пряди до марки, предварительно наложенной на некотором расстоянии от конца троса. Затем трос располагают вертикально так, чтобы распущенные пряди свободно свисали вниз. Пряди переплетают таким образом, чтобы каждая из них проходила сверху вниз через петлю, образованную соседней

Прядью. Получают небольшой кноп, называемый крестом (рис. 39, а). Крест также является составной частью стопорного кнопа. Другая составная часть кнопов - полуколесо (рис. 39, б). Для его получения прядь обносится против часовой стрелки на треть оборота вокруг троса и пропускается снизу вверх в петлю, образованную соседней прядью.

Простой кноп (рис. 39, в) состоит из двух полуколес. Для образования второго полуколеса каждую прядь снова обносят против часовой стрелки на треть оборота вокруг троса и пропускают снизу вверх в петлю, образованную следующей прядью. После этого пряди обтягивают и связывают маркой над кнопом.

При изготовлении кнопа без пробивки (рис. 39, г) каждую прядь обносят против часовой стрелки на целый оборот вокруг троса и пропускают снизу вверх в образованную этой же прядью петлю. Затем пряди обтягивают и скрепляют над кнопом маркой.

Талрепный кноп (рис. 39, д) получится, если каждую прядь обнести вокруг троса против часовой стрелки на две трети оборота, перекрывая при этом ближайшую прядь и проходя снизу вверх в петлю следующей пряди. В дополнение к этому пробивают пряди, для чего каждую из них проводят параллельно своей уже заплетенной части и пробивают под пересекающие ее пряди.

Первый этап при изготовлении стопорного кнопа (рис. 39, е) - получение полуколеса. Затем пряди обтягивают и переплетают в виде креста и пробивают их. Для этого каждую прядь сначала проводят параллельно шлагам полуколеса и пробивают снизу вверх в петлю соседней пряди, а затем параллельно шлагам креста.

Рис. 38. Способы закрепления концов тросов: а - огон с коушем; б - скоб-зажимами; в - концевыми обоймами

Рис. 39. Кнопы: а - крест; б - полуколесо, в - простой; г - без пробивки; д - талрепный; е - стопорный

Рис. 40. Мусинги: а - без оплетки; б - с оплеткой

Для изготовления мусинга (рис. 40) в трос вводят три пряди, для чего каждую из них пробивают под одну из прядей троса и проводят под ней до половины своей длины. Введенные в трос пряди переплетают в полуколесо из шести прядей сначала в направлении против часовой стрелки, а затем - по часовой стрелке. Заключительная часть работы - пробивка прядей. При этом каждую прядь проводят параллельно самой себе и пробивают в петли нижнего и верхнего полуколес. Для увеличения размеров мусингов и чтобы придать им более красивый и удобный вид, их оплетают.

Для работы стросами применяются такелажные инструменты: свайки, драйки, мушкели, полумушкели, лопатки, приспособления для сгибания тросов, такелажные тиски.

Свайкой называется такелажный инструмент, с помощью которого производят пробивку прядей при сплеснивании концов тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов, матов и т. д.

Свайки изготовляют из дерева и металла. Деревянные свайки применяют при работе с растительными тросами.

Материалом для деревянных сваек служит дере­во твердых пород: дуб, граб, бук или клен. Поверх­ность свайки должна быть проолифлена.

Таблица 6.1.

Для работ со стальными тросами применяют ме­таллические свайки. Они подразделяются на прямые и изогнутые. В качестве материала для металлических сваек используют углеродистую сталь.

Таблица 6.2.

Кроме сваек, описанных выше, на судах применяются свайки, показанные на рис. 6.3.

Такелажной лопаткой называется инструмент, с помощью которого произ­водят клетневание тросов и наложение бензелей. Лопатки бывают металлические и деревянные.

Металлические такелажные лопатки используют при клетневании стальных тросов мяг­кой проволокой и при наложении проволочного бензеля. Такие лопатки изготовляют из углероди­стой стали толщиной 8 мм и массой около 0,5 кг.

Деревянные такелажные а)

лопатки из­готовляют из дуба толщиной 20 мм, массой- 0,16- 0,2 кг. Их используют при наложении клетня или бензеля шкимушгаром или линем на растительные и стальные тросы.

При использовании такелажной лопатки прово­локу или линь, которыми накладывают клетень,

Деревянные такелажные лопатки из­готовляют из дуба толщиной 20 мм, массой- 0,16- 0,2 кг. Их используют при наложении клетня или бензеля шкимушгаром или линем на растительные и стальные тросы.

При использовании такелажной лопатки прово­локу или линь, которыми накладывают клетень, обносят вокруг рукоятки (один-три шлага), а затем пропускают в отверстия лопатки.

Некоторые лопатки снабжаются ка­тушкой для клетня (рис. 6.4,а).

Кроме лопаток, описанных выше, применяют та­келажные лопатки более простого устройства (рис. 6.4, б, в).

б)
в)

Мушкелем называется деревянный мо­лоток, применяемый при сплеснивании тросов, из­готовлении огонов, кнопов и при других такелажных работах. С помощью мушкеля под пряди троса вводят свайку, а также производят выравнивание. Материал: боек - дуб, граб; ручка - береза. Боек насаживают на ручку на клею и покрывают олифой. В рукоятке мушкеля просверли­вают отверстие для стропки.

Размеры мушкелей приведены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Полумушкелем называется инст­румент, используемый взамен такелажной лопатки при клетневании тросов и наложении бензелей.