Методы диагностики и оказания психологической помощи семьям и детям, пострадавшим от насилия. Презентация на тему «Особенности оказания психологической помощи в рамках сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия Правила работы группы

Дети являются наиболее виктимной категорией и часто становятся жертвами в различных ситуациях. Они могут оказываться жертвами домашнего и/или школьного насилия, стать жертвами насилия на улице, оказаться заброшенными или беспризорными. М.Д. Асанова выделяет четыре основных типа насилия над детьми.

  • физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения;
  • сексуальное насилие - это вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, не понимая их полностью, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей;
  • психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. К психологическому насилию относятся такие хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
  • пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. При физическом пренебрежении ребенок может быть оставлен без соответствующего его возрасту необходимого питания, может быть одет не по погоде. При эмоциональной заброшенности - родители равнодушны к нуждам ребенка, игнорируют его, отсутствует тактильный контакт. Пренебрежение может проявляться в запущенности здоровья ребенка, отсутствии необходимого ему лечения. Пренебрежение образованием ребенка может выражаться в том, что ребенок часто опаздывает в школу, пропускает уроки, остается присматривать за младшими детьми и так далее.

Рут Соонетс (2000) относит к насилию над детьми, наряду с насильственными действиями и заброшенностью, чрезмерную опеку. Под насильственными действиями она понимает: эмоциональное, физическое, психологическое, сексуальное насилие.

Среди факторов, провоцирующих домашнее насилие над детьми, можно выделить :

  1. Социально-экономические - низкий доход, безработица, фактор неполной и/или большой семьи, принадлежность к групповому меньшинству и так далее;
  2. Факторы, обусловленные структурой семьи и моделью общения -многодетность, воспитание родителем одиночкой, воспитание приемными родителями, наличие отчима/мачехи, конфликтные/проблемные отношения между супругами, межпоколенческая передача;
  3. Факторы риска, вызванные личностью родителя - низкий уровень социальных навыков, психические нарушения, наличие соматического заболевания, алкоголизация/наркотизация родителя;
  4. Факторы риска, связанные с особенностями ребенка - нежеланность ребенка родителями или его рождение после смерти другого ребенка, наличие у ребенка врожденных психических/физических нарушений, поведенческих особенностей (например, гневливости, импульсивности), личностных особенностей (аутизация), привычек, особенности его внешности.

В школе негативными факторами, обуславливающими насилие, могут выступать: плохой микроклимат в учительском коллективе, равнодушное отношение учителей к происходящему в классе и так далее. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние. С одной стороны, агрессия, направленная на ребенка, приводит к переживанию им чувства затравленности, безысходности, отчаянию, снижению самооценки, нарушению идентичности. С другой стороны, позиция унижаемого снижает социальный статус ребенка в группе, другие дети перестают с ним дружить, что так же влияет на его самооценку, усиливает и без того тяжелые переживания. Отверженность может распространяться и на другие сферы: у ребенка могут появиться проблемы в учебе и поведении.

Одним из самых опасных по своим последствиям форм насилия над детьми является сексуальное насилие. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет. Признаками насилия могут являться:

  • телесные симптомы: оральные, анальные, вагинальные симптомы;
  • изменения в поведении ребенка: не соответствующая возрасту информированность в области половых отношений, интерес и игры сексуального содержания, соблазняющее поведение, сексуальное использование младших детей;
  • изменения в эмоциональном состоянии: замкнутость, отвращение, стыд, жестокость, отчуждение от родственников;
  • изменения в личности ребенка: смирение, неспособность себя защитить, принятие на себя родительской роли в семье, снижение самооценки;
  • появление невротических и психосоматических симптомов: боязнь оставаться наедине с определенным человеком, боязнь раздеваться (например, во время медосмотра), головные боли, боли в области желудка, сердца.

Одной из самых страшных форм сексуального насилия является инцест. Инцест (кровосмешение) - половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).Для семей, в которых происходит инцест, характерна дисфункциональность: коммуникативные связи слабые, границы в отношениях нарушены, матери часто теряют власть настолько, что не могут воспрепятствовать инцесту, типично беспрекословное подчинение младших старшим, высоко эмоциональное напряжение. Вокруг ребенка, перешагнувшего сексуальный барьер, с одной стороны, образуется интимный вакуум, сохраняется секретность происходящего с ним. С другой стороны, положение такого ребенка может стать привилегированным, девочка может пользоваться защитой отца, получать подарки, ее семейный статус может стать выше статуса матери. В семье, где много детей, инцестуозные отношения могут продолжаться со всеми детьми одновременно/последовательно или затрагивать только кого-то из детей. При этом секретность сохраняется таким образом, что каждый из детей может не знать, что его братья/сестры тоже жертвы. Секретность в таких семьях поддерживается за счет изоляции жертвы, угроз, обмана или подкупа ребенка.

Психологическая работа с детьми, подвергшимися насилию, очень сложна. Она требует от психолога чуткости, медленности и аккуратности. Дети, пережившие насилие, нуждаются в особом внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие у них сильного чувства вины не позволяет им обсуждать свою проблему напрямую: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку по отношению к себе (особенно в случае сексуального насилия). Стыд за себя не дает детям раскрываться. Поэтому в работе с детьми важно избегать закрытых или направляющих вопросов.

Общей целью в работе с детьми, пережившими насилие (как и со взрослыми), является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда. В работе с ребенком важно поддерживать его способность дифференцировать взаимодействия с окружающими людьми, способствовать его личностному развитию.

Беседуя с ребенком, важно, прежде всего, оценить свое отношение к насилию. Взрослый, имеющий собственные проблемы в данной области, может столкнуться со значительными трудностями, ему будет труднее вызвать у ребенка доверие.

Следует с большой осторожностью использовать групповые методы работы, особенно на начальных этапах после случившегося. Консультирование лучше проводить в игровом кабинете или релаксационной комнате, а не в классе. Встречаться с ребенком лучше в одном и том же пространстве, а не в разных местах. Процесс консультирования идет успешнее, если ребенок может контролировать дистанцию между собой и взрослым. При оптимальном варианте психолог располагается напротив ребенка (или под углом), а рядом находится журнальный столик, чтобы ребенок мог прятаться, используя его как барьер. Прежде, чем работать с ребенком, необходимо собрать информацию о самом ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия.

При установлении контракта с ребенком на психологическую работу с ним важно учитывать феномен сопротивления. Дети жертвы насилия -испытывают сильный страх при встрече с любым незнакомым человеком, а так же при посещении нового места. Часто они не знают, куда и зачем ведут их родители. Это может оказать влияние на формирование у ребенка негативных ожиданий от встречи. У ребенка могут возникать следующие вопросы:

  • Кто такой психолог, зачем туда идти?
  • Что подумают мои друзья, если узнают об этом?
  • Будет ли мне больно?
  • Сколько я там пробуду?
  • Смогу ли уйти оттуда, если мне не понравится?
  • Что я должен говорить о своей семье, неужели я должен говорить что-то плохое?
  • Расскажет ли этот взрослый другим то, что я ему рассказал?

В ситуации консультирования ребенок может беспокоиться за свою автономию, отказываться говорить или что-то делать. Дети жертвы насилия могут сердиться на психолога, испытывать страх рассказать то, что с ними произошло. Сопротивление может проявляться: в избегании контакта глаз, опоздании, враждебности, прятании (за мебелью) и так далее.

Преодолению сопротивления ребенка помогает интерес, дружелюбие, искренность и теплота, которая исходит от психолога. Только в этом случае (возможно не сразу) ребенок почувствует себя услышанным и сможет доверять. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в кабинете специалиста, это достигается постоянством места и времени консультации, защищенностью (никто не входит в кабинет во время работы, нет телефонных звонков, консультации начинаются вовремя). Нарушение этих простых правил разрушает для ребенка безопасность его присутствия и в конечном счете разрушает саму психологическую работу.

Иногда в начале работе с детьми бывает важно продиагностировать ситуацию насилия и определить феноменологию переживания ребенка. Обследование обычно проводится в форме игры или игровых заданий. Возможны следующие варианты заданий:

  • Игра с куклами: для детей от 2 до 7 лет;
  • Рисование: для детей от 5 лет;
  • Рассказывание историй: для детей школьного возраста, имеющих достаточные вербальные способности и хороший словарный запас.

Игра с куклами . Дети, которые не испытывали насилия, воспроизводят в игре повседневную жизнь. Дети, пережившие насилие (особенно сексуальное), часто раздевают кукол, разглядывают их, кладут вместе в кровать, проигрывают соответствующие роли.

Рисование . Рисунки детей служат потенциальными индикаторами насилия. Для диагностики особенностей контакта ребенка со средой можно использовать рисунки на тему: нарисовать картинку о своей семье, нарисовать картинку о себе самом, спонтанное рисование.

Для рисунков детей, переживших насилие, характерны: зачернение рисунка, излишняя штриховка (особенно в области рта или гениталий), агрессивные и устрашающие предметы (например, ножи), прорисованная мимика (слезы, нахмуренные брови), чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы или полное их отсутствие (свидетельствует о тревожности, растерянности, неадекватности), отсутствие рук на рисунке (потеря контроля над событиями, чувства вины), отсутствие на рисунке нижней части тела, выделенные фаллические символы и так далее.

Рассказывание историй . Рассказывание историй может быть: по стандартным картинкам, по специально разработанным тестам. Во время рассказа ребенка важно обратить внимание на его комментарии к изображенным лицам, реакции страха, волнение. Воспоминание о пережитом насилие может возникать в ходе рассказа в зависимости от того, как часто ребенок подвергался насилию, сколько времени прошло с последнего случая и насколько он был травмирован.

В работе с детьми - жертвами насилия можно использовать различные психотерапевтические подходы. Однако наиболее подходящим видом психологической работы для детей до 12 лет является игровая терапия. Игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть: они играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких целей. З. Фрейд писал, что «в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... Ребенок относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» [цит. по 45: с.19]. Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсо-моторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры в работе с ребенком - превращать нечто в поддающиеся контролю ситуации.

В настоящее время существуют разные формы игровой терапии, в том числе директивная игровая терапия, недирективная игровая терапия, игровая терапия в рамках гештальт подхода, игровая терапия в рамках психоаналитического подхода.

При использовании директивной игровой терапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определенные моменты в ходе разговора психолог помогает ребенку осознать свои мысли и чувства, а так же то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесенным насилием. Психолог направляет деятельность ребенка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее.

Недирективная игровая психотерапия . Данный подход основан на идее К. Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребенка важно принимать таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть взрослые. Психолог дает возможность ребенку почувствовать, что он свободен в выражении своих чувств и мыслей, отражает его реакции на вербальном и невербальном уровнях.

Игровая терапия в рамках гештальт подхода направлена на исследование неудовлетворенных потребностей ребенка. То, какие чувства и реакции вызывает у окружающих желания ребенка (прямое высказывание о потребностях), определяет способ его обращения со своими потребностями: он может их заметить, проигнорировать, испугаться, застыдиться. В контакте с психологом, ребенок может лучше узнать свои потребности, научиться говорить о них, развить адекватные границы, восстановить способность к творческому приспособлению.

В психоаналитическом подходе игровая техника рассматривается как средство анализа бессознательного: предполагается, что, как и поведение взрослых, детская игра направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. Психоаналитическая игровая терапия позволяет проникнуть в бессознательное, вскрыть прошлое и усилить «эго» ребенка.
















1 из 15

Презентация на тему: Психологическое насилие

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Психологическое насилие Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

№ слайда 3

Описание слайда:

В условиях образовательной среды (школы), можно выделить такие признаки признаками П.Н. как:угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. Психологическое насилие может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия.

№ слайда 4

Описание слайда:

имеющие физические недостатки особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;особенности внешности неразвитые социальные навыки;страх перед школой;отсутствие опыта жизни в коллективе;болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;низкий интеллект и трудности в обучении.

№ слайда 5

Описание слайда:

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

№ слайда 6

Описание слайда:

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

№ слайда 7

Описание слайда:

исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для прошлых лет;психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.

№ слайда 8

Описание слайда:

В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе.Перегруженность учебной программы. Шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.

№ слайда 9

Описание слайда:

Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями. Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям(профессиональное выгорание может вымещаться на учениках).Безнаказанность лиц проявляющих П.Н. (этому может способствовать равнодушное и безучастное отношение, т.к. если к учительскому произволу также относятся и ученики, и родители,и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным)

№ слайда 10

Описание слайда:

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда -то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия.

№ слайда 11

Описание слайда:

Длительное психологическое насилие сказывается на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Описание слайда:

организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия; выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления П.Н. в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска;); система мер по укреплению психического здоровья учителей, Формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями

№ слайда 14

Описание слайда:

диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.

№ слайда 15

Описание слайда:

1. Методику «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы » И.А. Баевой. 2. Методику экспертизы образовательной среды, предложенная Н.В. Калининой3. Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов). 4. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента.5. Методику диагностики представлений ребёнка о насилии «Незаконченные предложения ». 6. Методику «Шкала тревожности » А.М. Прихожан, позволяющая определить уровень личностной тревожности детей. 7. Методику диагностики межличностных отношений Лири. 8. Методику «Анализ семейных взаимоотношений » Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). Также используются различные методы, такие как: ММ PI-II, Фрайбурский FРI и МВ TI. Методика МMРI II, методика СМИЛ 566, тест ЕР I Г. Айзенка, МПВ Л. Сонди и 16 PF Р. Кеттела.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Особенности оказания психологической помощи в рамках сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия» Воронеж Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

2 слайд

Описание слайда:

По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет.

3 слайд

Описание слайда:

Сексуально-порочное обращение с детьми - это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального характера, которая выходит за рамки норм общения с ним. Сексуальное насилие над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.

4 слайд

Описание слайда:

Виды сексуального насилия Сексуальное насилие, предполагающее физический контакт Сексуальное насилие, не включающее физический контакт

5 слайд

Описание слайда:

ст. 64 Семейного Кодекса РФ (защита прав и интересов детей возлагается на их родителей); ст. 56 Семейного Кодекса РФ предусматривает право самого несовершеннолетнего на защиту; ст. 56 Семейного Кодекса РФ п.3 должностные лица и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Правовые аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от насилия

6 слайд

Описание слайда:

1. установление контакта; 2. активное слушание; 3. оказание психологической поддержки; 4. уточнение запроса на помощь; 5. прохождение всех или основных этапов беседы (в зависимости от обращения); 6. фиксация случая жестокого обращения с ребенком; 7. заполнение формы сбора данных о ребенке, пострадавшем от жестокого обращения; 8. передача информации в орган опеки и попечительства. Алгоритм действий при сообщении о насилии:

7 слайд

Описание слайда:

1. динамику состояния; 2. степень разрешения проблемы /запроса; 3. полноту отработки обращения; 4. эффективность принятых мер по защите прав ребенка (обеспечение безопасности ребенка; осуществление поиска заинтересованных взрослых; передача информации в орган опеки и попечительства; установление контроля над ситуацией). Очень важно определить:

8 слайд

Описание слайда:

Основные принципы консультирования детей, пострадавших от сексуального насилия 1. Чуткость. 2. Отсутствие торопливости. 3. Аккуратность. 4. Особое внимание, понимание, поддержка. Общей целью в консультировании детей, переживших насилие, является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда.

9 слайд

Описание слайда:

поддерживать способность дифференцировать взаимодействие с окружающими людьми; оценивать свое отношение к насилию; предоставлять возможность ребенку контролировать дистанцию между собой и консультантом; при установлении психологического контракта учитывать феномен сопротивления. Важно:

10 слайд

Описание слайда:

1. Кто такой психолог, зачем к нему идти? 2. Что подумают мои друзья, если узнают об этом? 3. Будет ли мне комфортно? 4. Сколько со мной будут беседовать? 5. Смогу ли закончить разговор, если мне не понравится? 6. Что я должен говорить о своей семье, неужели я должен говорить что-то плохое? 7. Расскажет ли этот психолог другим то, что я ему рассказал? Вопросы, которые могут возникнуть у ребенка, пострадавшего от насилия:

11 слайд

Описание слайда:

1. беспокойство за свою автономию; 2. отказ говорить или что-то делать; 3. чувство злости на психолога; 4. чувство страха рассказать о том, что произошло; 5. сопротивление, которое проявляется: в молчании, нежелании рассказывать до конца о том, что произошло и так далее. Проблемы, возникающие в процессе консультирования

12 слайд

Описание слайда:

1. искренний интерес; 2. дружелюбие; 3. душевность и «теплота», которая исходит от психолога. Преодолению сопротивления ребенка могут помочь:

13 слайд

Описание слайда:

1. фокусировки на травме; 2. оценки уровня факторов риска; 3. отношения ребенка с обидчиком. При оказании помощи важно опираться на принципы:

14 слайд

Описание слайда:

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье - уменьшение и преодоление последствий травматических переживаний. Доля травмы в возникновении ПТСР составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказываемой ему помощи.

15 слайд

Описание слайда:

Особенности консультирования ребенка, пострадавшего от насилия: 1. Оценка степени безопасности ситуации, в которой находится ребенок. 2. Формулирование вопросов. 3. Учет уровня личностного развития ребенка. 4. Использование приема активного слушания. 5. Оказание ребенку поддержки. 6. Разъяснение ребенку дальнейшего развития событий.

16 слайд

Описание слайда:

Неэффективно (может нанести вред): 1. спрашивать, не спровоцировал ли ребенок действия обидчика; 2. задавать вопросы, усиливающие чувство вины; 3. спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь; 4. говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации; 5. давать советы и навязывать собственные решения; 6. говорить “успокойся, не переживай...”, то есть отрицать чувства ребенка; 7. быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; 8. говорить “я тебя понимаю...”; 9. слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи; 10. даже, если ребенок солгал, принять его информацию и позже обсудить, какие причины подтолкнули его к этому.

  • Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.....................................................................1
  • Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми
  • Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности..............................................7
  • Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте
  • Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция....:
  • Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам
  • Раздел I
  • Глава 1
  • 1.1.2. Правовой статус практического психолога образования
  • 1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психодога
  • Глава 2
  • 1.2.2. Психолог как специалист в системе образования
  • 1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
  • 1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
  • Глава 3
  • 1.3.2. Планирование работы психолога
  • 1.3.3. Школьный психолог и его позиции
  • Глава 4
  • 1.4.2. Авторские модели психологической службы
  • 1. Образ ученика-выпускника
  • 2. Образ учителя
  • 5. Модель воспитательного процесса
  • 6. Образ отношений внутри школы
  • 9. Управление и организация жизнедеятельности
  • 1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду
  • 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа
  • Раздел II
  • Глава 1
  • II.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
  • II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
  • Глава 2
  • II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование
  • Глава 3
  • Глава 4 психокоррекция как направление
  • 11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции
  • 11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • Раздел III
  • Глава 1
  • VI занятие.
  • VII занятие.
  • VIII занятие.
  • X занятие.
  • XII занятие.
  • 2. Гимнастика.
  • 3. Этюд «Очень худой ребенок».
  • III. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
  • Глава 2
  • III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению
  • 1. Психологическая и социальная готовность к школе1
  • 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
  • 3. Развитие познавательной деятельности
  • 4. Состояние здоровья
  • III.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников
  • Глава 3
  • III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
  • III.3.2. Технология психологической работы с подростками
  • Глава 4
  • 111.4,2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
  • III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
  • Раздел IV
  • Глава 1
  • IV.1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
  • Часть I. Линностно-профессиональные качества
  • Часть II. Стиль педагогического общения
  • Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния
  • Часть II. Самодиагностика родительского отношения к детям
  • Глава 2
  • IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
  • IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками
  • IV,2,4. Диагностика девиантного поведения
  • Глава 3
  • IV.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
  • 2. Детерминанты проблемного поведения
  • Глава 4
  • IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций
  • IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций
  • Вопрос 2 - показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
  • IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
  • IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в
  • IV. Научно-методическое обеспечение и подготовка кадров
  • IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия

    Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личност­ные свойства и ценности, определяющие качество будущей жиз­ни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, фи-злческого и психического насилия.

    Поскольку существует и широко распространена агрессия, можно говорить о ее жертвах - детях и подростках, пострадавших от насилия.

    Насилие - это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

    Домашнее насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля" над другим разными способа­ми (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоцио­нальное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

    По мнению специалистов, можно выделить три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит социали­зация детей, с другой - ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений (Г.Н.Вострокнутов).

    Насильственные действия"\лоту\ проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

    В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.

    Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок яв­ляется бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслужи­вании и защите от опасных условий. По сути дела, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким по значению является понятие «социальное сиротство», или лишение детей родитель­ского попечения при живых родителях.

    Физически жестокое обращение определяется как преднамерен­ное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

    Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого чело­века или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, крово­смешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция несовершеннолетних.

    Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные дей­ствия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.

    Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать:

    оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмо­циональные);

    продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

    К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мне­нию многих исследователей, относятся:

    Признаки асоциальной личности с психопатическими черта­ми и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;

    Незрелость родителей, их изолированность, отсутствие соци­ально-психологической поддержки со стороны прародителей;

    Низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

    Потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;

    Жесткие моральные нормы и упрямство родителей;

    Одиночество и плохое здоровье матери.

    Последствия жестокого обращения с детьми чаще всего рас­сматриваются с позиций так называемой концепции цикла наси­лия.

    Многие исследователи указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к.ребенку, и мерами воздействия, ко­торые использовались в родительской семье; между наказаниями и выраженной агрессивностью ребенка, частотой делинквентно-сти и жестоким характером преступлений у тех лиц, с которыми жестоко обращались в детстве.

    Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций изби­ваемых детей показывает, что их родители в детстве имели тяже­лую депривацию и страдали депрессивными и тревожными рас­стройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях наблюдался авторитарный тип семейных отношений, при котором конфлик­ты между родителями сопровождались враждебно-агрессивным

    Диагностические признаки жестокого обращения

    Особенности поведения ребенка

    Особенности поведения взрослых

    Психическое (эмоциональное) насилие:

    Нежелание утешить ребенка

    Задержка физического и умствен­ного развития

    Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка

    Нервные тики, энурез

    Критичное отношение к ребенку

    Печальный вид, подавленное настроение

    Негативная характеристика ребенка

    Различные психосоматические заболевания

    Отождествление ребенка с нена­вистными людьми

    Беспокойство и тревожность, агрессивность

    Перекладывание ответственности на ребенка

    Нарушения сна, аппетита

    Открытая демонстрация нелюбви,

    Неумение общаться, неуспешность в учении

    ненависти к ребенку

    Склонностьк уединению и суициду

    Низкая самооценка

    Пренебрежение нуждами ребенка:

    Утомленный, сонный вид, опух­шие веки

    Психические заболевания родителей Критические состояния

    Санитарно-гигиеническая запу­щенность

    Умственная отсталость Наличие жестокости и насилия в

    Низкая масса тела, задержка роста и физического развития

    родительской семье Недостаточный самоконтроль и

    Стремление при влечь к себе вни­мание любой ценой

    импульсивность, агрессивность Нежеланный ребенок

    Многократная госпитализация

    Неполноценный ребенок

    Повторные повреждения, травмы"

    «Трудный» ребенок

    Кражи пищи, делинквентнЪсть

    Сходство с нелюбимым родствен-

    Нсизбирательностьв контактах

    Мастурбация

    Нарушения в поведении ребенка

    Регрессивное поведение

    Социально-экономические проб-

    Трудности общения и обучения

    лемы семьи

    Агрессивность и импульсивность

    Конфликтность семьи

    отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

    В конце 80-х гг. нашего столетия было доказано, что психотрав­матический синдром (ПТС) одинаково проявляется как у жертв домашнего насилия, так и у ветеранов войны. Причем у всех жертв насилия присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, а также такие последствия, как бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др.

    Принято выделять четыре этапа ПТС. Первый характеризу­ется состоянием острого шока или психологического оцепенения,

    когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внеш­нюю заторможенность. Второй этап - это отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произош­ло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. Третий этап - это стадия острого стресса, состояние глубокого кризиса. Как правило, люди на этом этапе впадают в глубокую депрессию, они не видят смысла жизни, мо­гут считать себя недостойными ее радостей. Четвертый этап - функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванно­го насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать. Если нет последнего этапа, симптомы становят­ся хроническими и меняют представления человека о мире (ког­нитивный диссонанс).

    Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Прояв­ления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и призна­ков, по которым можно было бы установить первопричину от­клонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести са­мого насилия. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности и страха его повторения или того, что все узнают о нем.

    Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы: необоснованная смена настроения, тревож­ность, депрессии, которые могут сопровождаться суицидальны­ми попытками. Часто имеют место нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симп­томы соседствуют с нарушениями взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чув­ство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выде­ляют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, по­пытки суицида.

    Считается, что наиболее распространенными видами психи­ческого реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического разви­тия, регрессивными симптомами являются невротические реак­ции, психогенные депрессии и личностные расстройства. Эти со­стояния часто «замаскированы» психосоматическими расстрой­ствами и нарушениями поведения.

    К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

    детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью роди­телей, аморальным или криминальным поведением старших чле­нов семьи;

    Психологические симптомы у детей, переживших сексуальное насилие

    Возраст ребенка

    Наиболее общие симптомы

    Дошкольники

    Тревога Ночные кошмары

    Общее посттравматическое стрессовое состояние Избегающее поведение Уходы из дома Депрессия Боязливость Задержка эмоционального и психического развития Сверхконтроль Агрессия, антисоциальное, неконтролируемое поведение Ссксуализированное поведение

    Младшие школьники

    Невротическое и общее психическое заболевание Агрессия Ночные кошмары Школьные проблемы Гиперактивность Регрессивное поведение

    Подростки

    Депрессия Уходы из дома Суицидальное и самоповреждающее поведение Соматические жалобы Противозаконные действия Побеги из дома Аддиктивное поведение Проституция

    детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного ш обоих родителей в связи с лишением их родителей родитель-жих прав и находящихся на государственном интернатном обес­печении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;

    детей с асоциальным (криминальным) поведением, не до­стигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;

    детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях бежен­цев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).

    Другая область отношений, в которой происходит социализа­ция личности, - сфера образования и интернатных учреждений. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу ко­торых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия.

    Дети с психическими и физическими недостатками подверга­ются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них стано­вятся формой социальной и психологической изоляции и «изгой-ности».

    Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциа­цию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различ­ных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

    Рост социального сиротства сопровождается вытеснением де­тей из неблагополучных семей на улицу, сокращением базы досу­га, доминированием культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения. Она во­влекается в преступную деятельность, подвергаясь тем самым риску различных форм насилия.

    Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно уве­личивающих риск насилия.

    Насилие может быть частью любых отношений. Оно может про­изойти между совсем незнакомыми и долго живущими вместе людьми. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего ви­новником является человек, которого ребенок хорошо знал и до­верял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75 % виновников насилия над детьми - их родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опас­ности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.

    Жертва насилия - это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана. Однако стати­стика свидетельствует о том, что наибольшее количество наси­лия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенно­стями подростков: меньшей физической силой, большей пси­хологической уязвимостью, социальной и моральной зависимос­тью от взрослого.

    Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» иг­рают социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Прирожден­ных жертв не существует, но приобретенные человеком физиче­ские, психические и социальные свойства и качества (пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, робость, неуверенность в себе и др.) могут сделать человека жерт­вой преступления.

    В большинстве случаев человека, совершившего насилие, отлича­ет потребность доминирования над окружающими, а способом

    подчинения себе является жестокость. Он бессознательно стре­мится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть на­сильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встре­чается лиц с акцентуированным характером. По данным специа­листов, среди насильников психопаты составляют 49,7 %, алко­голики - 50,8, олигофрены - 36, лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы - 63 %.

    Оказание психологической помощи жертвам насилия. Психоло­гическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устра­нение их последствий и принятие мер по прекращению насиль­ственных действий.

    Эта работа включает меры профилактического, диагностиче­ского и коррекционно-терапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей такого рода помощи:

    а) полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное суще­ствование;

    б) анонимность и конфиденциальность, повышающие вероят­ность обращения жертв насилия за помощью.

    Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна пол­ная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.

    Цель психологической помощи жертве насилия состоит в умень­шении отрицательного влияния пережитой им травмы на его даль­нейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, об­легчение реадаптации в обществе..

    Исходя из этих целей, психолог" решает следующие тактиче­ские задачи:

    оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

    изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения воз-[никших проблем;

    мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обес-, печивающие самостоятельное решение проблем;

    осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социаль­ной дезадаптации;

    выявляет основные направления дальнейшего развития лично­сти;

    привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической под­держки пострадавшему ребенку.

    Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, пси­холог выбирает методы исследования в зависимости от конкрет-

    ной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наибо­лее информативными являются следующие методики:

    1) психодиагностический опросник А. Е.Личко для определе­ния типа акцентуаций характера и наличия психопатических про­явлений;

    2) цветовой тест М. Люшера для определения актуального пси­хоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;

    3) шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для ис­следования типа поведения и характера локализации ответствен­ности;

    4) рисуночные тесты «Дом -дерево -человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неокон­ченных предложений для определения зон психологического кон­фликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состоя-ний жертвы насилия.

    Психологическое консультирование. Показаниями к психоло­гическому консультированию являются: самостоятельное обраще­ние ребенка или подростка; их направление родителями, опеку­нами, педагогами или представителями других организаций; при­глашение пострадавшего самим психологом.

    Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тре­воги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

    Основным методом психологического консультирования явля­ется интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, рас­крывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с кли­ентом от достижения принятия личности консультанта и ситуа­ции интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы..

    Во время интервью психолог может использовать другие извест­ные методы, содействующие активности, смене чувств и пережи­ваний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты до­стигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гор­дон):

    1) пассивное слушание (тишина): мощное невербальное сред­ство, позволяющее ребенку почувствовать вн-имание к его лично­сти и проблемам;

    2) реакция подтверждения, признания услышанного: осуществ­ляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бро­вей и др.);

    3) «открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;

    4) активное слушание: с помощью перефразирования услышан­ного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;

    5) «отражение чувств»: метод передачи сопереживания и по­нимания (К. Роджерс). При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализовать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;

    6) обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, соци­ально-приемлемой и потенциально-творческой форме;

    7) интерпретация: это основа психологических методов воз­действия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта пси­холога. Человек открывает для себя альтернативное видение ре­альности, отличающееся от картины, которую он сам себе пред­ставлял;

    8) директива: психолог ясно пбказывает консультируемому, какое действие считает для него -желательным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;

    9) самораскрытие: психолог делится личным опытом и пере­живаниями, показывает, что способен разделить нынешние чув­ства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-пред-ложениях»;

    10) обратная связь: психолог дает возможность человеку по­нять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкрет­ные данные для позитивного или уравновешенного самовосприя­тия. Метод имеет особое-значение для подростков в связи с нали­чием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;

    11) логическая последовательность: психолог объясняет ребен­ку последствия мышления и поведения: «Если будешь..., то бу­дет...». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;

    12) пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыс­лей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;

    13) резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод спо­собствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.

    В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесо­образно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее

    адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

    «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкуль­туру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких кон­сультантов состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источни­ков угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявлении круга лиц, которые могли бы его под­держать в критической ситуации.

    Психотерапия в случаях насилия. Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:

    1) особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;

    2) вида перенесенного насилия и способности ребенка осо­знать его сущность;

    3) глубины и тяжести переживания факта насилия;

    4) психологических последствий:

    закрепления личностных форм реагирования на насилие и пред­расположенности к виктимизации;

    формирования на основе неотреагированного психотравмати­ческого опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адапта­ции, сложностей вступления в брак и т.д.; - -

    отклоняющегося и делинквентного поведения.

    Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапев­тическую помощь можно проводить в следующих направлениях:

    ребенок и подросток - жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);

    семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и груп­повая психотерапия);

    школьный коллектив и группа сверстников (групповая психо­терапия);

    педколлективы, общественные организации, правоохранитель­ные органы (психопрофилактика).

    Индивидуальная психотерапия проводится х детьми и подрост­ками, находящимися в кризисном состояний. Ее основными зада­чами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аф­фективного состояния через создание атмосферы принятия, до­верия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных со­стояний через использование гипносуггестивных методов.

    На первом этапе могут применяться рациональная пси­хотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.

    После установления доверия, воссоздания значительного лич­ностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его за­дача состоит в выявлении основного психологического конфлик­та и отреагировании травматических переживаний.

    Отреагирование через осознание проблемы происходит у под­ростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используется психодраматическое проигрывание трав­матических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентирован­ные техники, игровую терапию.

    Для подростков с высоким напряжением внутреннего конф­ликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновение с травматическим опытом в состоянии терапев­тического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная тера­пия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ре­сурса. В противном случае повторное переживание событий лишь усилит психотравму.

    Подросток, не имеющий достаточного личностного ресурса, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью пси­холога произвести переориентирование с кризисного пережива­ния на позитивные направления. ■

    После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие само­оценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих си­лах и конструирование новых способов поведения и решения конф­ликтов, выработки активности в борьбе со злом.

    Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы ^насилия особо нуждаются в психо­терапевтической помощи^ В групповых формах эта поддержка нуж­на в более поздние периоды.

    На третьем этапе применяются терапия творческим са­мовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный ана­лиз и групповая психотерапия.

    Групповая психотерапия детей и подростков показана в случа­ях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуаль­ной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аф­фективная острая симптоматика.

    Обычно группа формируется из подростков, имеющих анало­гичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести по­нимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появ­ляются новые отношения. Группа оказывает психологическую под-

    держку и может дать толчок к изменению самооценки, повыше­нию уверенности в себе.

    Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:

    Психодинамическая группа, целью которой является созда­ние атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирова­ние собственных проблем, делающих подростков жертвами наси­лия; формирование новых способов поведения в ситуациях наси­лия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

    Группа ролевого тренинга, направленного на отработку ро­левых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее измене­ния;

    Группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жиз­ненных ситуаций, способов социально-психологической адапта­ции в различных условиях;

    Группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;

    Группа терапии творческим самовыражением (рисунок, леп­ка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество;

    Группы игровой психотерапии, в которых ребенок может раз­решить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффек­тивные состояния.

    Возможны различные сочетания тех или иных сторон группо­вой работы с включением элементов тех или иных техник или следованием одной стратегии в психотерапевтической работе. Важ­ным результатом психотерапии является способность ребенка са­мостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.

    Семейная психотерапия показана в техслучаях, когда необхо­димо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение явля­ется источником насилия. Психолог, взявший на себя роль по­мощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктив-ности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию включают­ся все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания.

    Целью семейной психотерапии является помощь семье в осо­знании насильственных способов воздействия на ребенка и по­пытка формирования иных, более конструктивных способов вза-

    имодействия. Необходимо научить родителей любить детей таки­ми, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.

    Психопрофилактика насилия. Психопрофилактикой насилия может служить работ а психолога с родителями и педагогами по осо­знанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с. правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.

    Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами на­силия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильни­ками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.

    Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия.^ Следует обучать детей и под­ростков безопасному поведению, усиливать возможности их са­мозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу вик­тимного поведения.

    В обществе должны разрабатываться и функционировать соци­альные программы профилактики жестокости:

    образовательные программы для детей и подростков;

    образовательные программы для педагогов и родителей, дру­гих взрослых, работающих с молодежью;

    специальные программы в масс-медиа, демонстрирующие здо­ровые человеческие отношения;

    борьба с засилием продукции, изобилующей аверсивными сти­мулами, демонстрирующей насилие и жестокость;

    «телефоны доверия», специальные кризисные центры, убежи­ща и приюты для реабилитации жертв насилия и др.

    1 слайд

    2 слайд

    Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов

    3 слайд

    Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

    4 слайд

    В отношении детей выделяют следующие виды насилия: пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие и растление; 5) экономическое

    5 слайд

    Недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен. Недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании. - Причинение умышленного вреда ребёнку. - Отсутствие должного обеспечения опёкой и надзором. - Воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. - Эксплуатация непосильным трудом. - Алкоголизм родителей, употребление наркотиков. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка

    6 слайд

    Психологическое насилие: оскорбления; шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих её действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

    7 слайд

    Психологическое насилие наиболее распространено, присутствует практически во всех семьях. Результатом данного вида насилия могут стать обострение хронических заболеваний, посттравматический стресс, депрессия, постоянное чувство страха, попытки самоубийства. Специалисты считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьёзнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, нападения хулигана на улице.

    8 слайд

    Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п.

    9 слайд

    Сексуальное –это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

    10 слайд

    Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей.

    11 слайд

    Как проявляется насилие? 1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.