Бюджет на военные расходы. Расходы стран мира на вооружение. Как считает SIPRI

Авторитетный институт SIPRI подсчитал, что военные расходы России в 2016 году выросли на 5,9%, до $69,2 млрд. Это позволило ей потеснить Саудовскую Аравию и занять третье место после США и Китая по оборонным тратам

Фото: Владислав Белогруд / Интерпресс / ТАСС

Россия заняла третью строчку в мире по военным расходам за прошлый год: они увеличились на 5,9% и составили $69,2 млрд, следует из обновленной 24 апреля базы данных Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Речь идет о показателе в текущих долларах США: номинальные расходы в национальной валюте пересчитаны по среднегодовому рыночному курсу доллара. По этому показателю Россия обошла Саудовскую Аравию, которая занимала третье место по итогам 2015 года, и уступает только США ($611 млрд) и Китаю ($215 млрд), хотя и в разы.

Совокупные военные расходы государств мира в 2016 году составили $1,69 трлн, из которых на долю России приходится 4,1 против 36% у Соединенных Штатов и 13% у Китая. В номинальном выражении в местной валюте SIPRI оценил военные расходы России за последний год в 4,64 трлн руб. — рост на 14,8% по сравнению с соответствующей оценкой за 2015 год.

Как считает SIPRI

Никакого точного определения, что понимать под военными расходами, нет: различные источники могут включать или не включать те или иные категории в военные расходы (см. инфографику ). SIPRI старается включать в свою оценку «все расходы на действующие вооруженные силы и военную деятельность», в том числе расходы на военизированные (paramilitary) структуры, как Росгвардия, гражданский персонал оборонных ведомств, социальные пособия для военных и их семей, оборонные исследования и разработки, военное строительство, военную помощь другим странам. SIPRI исключает из рассмотрения траты на гражданскую оборону (находится в ведении МЧС) и текущие расходы на прошлую военную деятельность (пособия ветеранам, конверсию оружейных производств, ликвидацию оружия). Даже несмотря на то что последние могут оплачиваться из бюджета Минобороны.

SIPRI отмечает в пресс-релизе , что наращивание Россией военных расходов в 2016 году шло вразрез с общей тенденцией сокращения этих расходов в нефтедобывающих странах вслед за удешевлением нефти. Так, Венесуэла сократила военные расходы на 56%, Южный Судан — на 54%, Азербайджан — на 36%, Ирак — на 36%, Саудовская Аравия — на 30%. Кроме России из стран-нефтеэкспортеров военные расходы увеличились только в Норвегии и Иране, показывают данные института. Средняя цена нефти Brent в прошлом году снизилась на 16% относительно средней цены 2015-го, российский сорт Urals подешевел на 18%.


Но в оценку российских военных расходов за 2016 год были включены расходы на сумму около 800 млрд руб. ($11,8 млрд), предназначенные для погашения части задолженности российских оборонных предприятий перед коммерческими банками, сообщил РБК старший научный сотрудник SIPRI Симон Виземан. Эти ассигнования, неожиданно выделенные в конце 2016 года, правительство позиционировало как разовые: речь шла о , взятых в прошлые годы под госгарантии для выполнения гособоронзаказа. «Если бы не эти разовые выплаты, военные расходы России в 2016 году снизились бы по сравнению с 2015-м», — уточнил Виземан.

Поскольку львиная доля оборонных расходов России проходит по секретным (закрытым) статьям бюджета, сколько точно правительство потратило на погашение кредитов ОПК, сказать невозможно. Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров называл цифру 793 млрд руб. Однако Счетная палата в оперативном отчете об исполнении бюджета в 2016 году сообщала, что были прекращены гарантии на 975 млрд руб. по кредитам предприятий ОПК для целей гособоронзаказа.

Единовременные расходы на закрытие «кредитной схемы» ОПК привели к тому, что объем военных расходов в отношении к ВВП в 2016 году возрос до 5,3% — максимума в истории независимой России, говорится в справке SIPRI. «Это тяжелое бремя приходится на период, когда российская экономика испытывает серьезные трудности из-за низких цен на нефть и газ и экономических санкций, введенных с 2014 года», — отмечает Стокгольмский институт.

При оценке военных расходов России SIPRI опирается в основном на официальные документы российского госбюджета, следует из методологии исследования (а, например, по Китаю таких данных недостаточно). Иными словами, SIPRI комбинирует российские бюджетные данные. В самом российском бюджете есть функциональный раздел «Национальная оборона», по которому в 2016 году было потрачено 3,78 трлн руб., а на 2017 год запланировано сокращение ассигнований на четверть, до 2,84 трлн руб. Но часть расходов, которые включает в свой расчет SIPRI, проходит по другим бюджетным разделам, в частности «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Как считают российские эксперты

По данным заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, косвенные военные расходы можно найти и в таких «мирных» разделах, как «Национальная экономика» (капитальное строительство в рамках гособоронзаказа), «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная политика» (расходы Минобороны). Кроме того, небольшая часть военных расходов проходит через региональные бюджеты (2,2 млрд руб. в 2016 году).


Тактические учения артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии в Приморском крае (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

В результате Институт Гайдара оценивает суммарные военные расходы России, связанные с текущей и прошлой военной деятельностью, в 4,94 трлн руб. (5,7% ВВП) за прошлый год — рост на 15% в номинальном выражении относительно предыдущего года. Это максимально широкая оценка, в которую включаются пенсии военнослужащим (328 млрд руб. в 2016 году), затраты на уничтожение химоружия и утилизацию вооружения и военной техники — те расходы, которые SIPRI не учитывает, поскольку они относятся к «прошлой военной деятельности».

Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute -  SIPRI),  занимающийся вопросами разоружения и контроля над вооружением, выпустил интерактивную карту военных расходов стран мира за 2015 год.
Это довольно серьёзное учреждение было основано в 1966 году по предложению Шведской королевской комиссии как знак 150-летнего нейтралитета Королевства Швеция. Институт на протяжении почти 40 лет выпускает сборник, посвящённый военным конфликтам, гонке вооружений и другим проблемам, оказывающим влияние на глобальные мировые процессы.

Исследование SIPRI строится в соответствии с методикой института на основе собственной базы данных и оценивает общую сумму денег, которую каждая страна тратит на военные цели.

Таблицы расходов мы показываем в нашей собственной динамике, увязывая траты на вооружение с численностью населения и показателем ВВП, чего Стокгольмский институт не приводит.

Первые пять мест занимают США, Китай, Россия, Франция и Саудовская Аравия. Великобритания по военным расходам отстала от Франции совсем не намного.
Две эти страны всегда политически доминировали в Европе, и они похожи не только по своему ВВП, населению, истории, но и по желанию преобладать на континенте.

Интересно наблюдать, как Саудовская Аравия тратит на армию больше 10% ВВП, что является критичным для любой несырьевой экономики. Такие высокие траты на военный бюджет объясняются ничем иным, как стремлением доминировать не только среди стран Аравийского полуострова, но и на всём Ближнем Востоке. Расходы Саудитов на военные нужды постоянно растут. К примеру, в 2011-м они составляли 48,2 млрд долларов США, или 11,4% ВВП, а к 2015-му выросли почти вдвое.

При этом мобилизационные резервы страны составляют огромную цифру - 5,9 млн человек. Характерно, что основным поставщиком оружия для королевства традиционно являются США (85% всего вооружения).

К примеру, мы видим, что Пакистан (таб. № 3), признаваемый мировым сообществом как недемократическое государство, часто потворствующее террористам, при населении в 200 млн человек имеет военный бюджет меньше, чем у мирной Польши.

А Южная Корея с населением в 50 млн приближается в своих расходах к такому государству, как Германия, где живёт на 30 млн человек больше.
США, которые уже 70 лет боятся за свободу и демократию во всём мире, имеют военные расходы, которые превышают военные бюджеты почти всех стран в мире, вместе взятых. Как мы видим, поддержание демократии на планете стоит довольно дорого.
Следующие пять государств если и вызывают вопросы, то только в отношении Южной Кореи, которая с населением в два с лишним раза меньше, чем у Японии, умудряется тратить на вооружение почти ту же сумму.

Далее, за некоторыми исключениями, всё идёт довольно предсказуемо с точки зрения экономики государств, но не с точки зрения населения. Так, Израиль, к примеру, тратит на вооружение больше, чем все его воинственные соседи, вместе взятые. Оборонный бюджет того же Египта составляет чуть больше 5 млрд долларов при населении 93 млн человек.

Больше всего в третьей таблице впечатляют расходы Австралии и Польши. Польша имеет военный бюджет почти такой же, как и двухсотмиллионный Пакистан, а мирная Австралия тратит на вооружение, как Иран и Ирак, вместе взятые.
Но, разумеется, все рекорды бьёт Израиль. Государство с населением 8 млн человек тратит денег на армию больше, чем Иран и Аргентина с общим населением 123 млн человек.

Подчеркнём, что Саудовская Аравия, Польша, Австралия, Израиль, Япония и Южная Корея, выделяющиеся среди остальных стран своими непропорциональными расходами на оборону, являются наиболее преданными союзниками США.

Сухие цифры говорят сами за себя. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы, глядя на них, понимать амбиции государств и их претензии на роль в глобальном мире.
Очевидно и то, что ни Россия, ни Китай даже близко не могут претендовать на звание «сверхдержавы» по военным расходам.
Всё остальное, кроме цифр, -  это чистейшая пропаганда, откуда бы она ни исходила:  из Польши, России, Франции или Ирана.

Дмитрий Евсюткин, руководитель аналитической группы«Запад»

Запрос на безопасность​

Как в 2008 году, так и сейчас скачок в росте расходов обусловлен политикой США. «Администрация Дональда Трампа в свой первый год объявила о намерении увеличить финансирование Пентагона. Рост затрат должен обеспечить задачи боеготовности и подготовки военнослужащих, которые ранее стали жертвой секвестра», — пояснил один из авторов доклада, старший аналитик IHS Гай Истмен.​

12 декабря президент Трамп подписал оборонный бюджет на 2018 финансовый год. Общие расходы запланированы на уровне $692 млрд, из которых $626 млрд пойдут на основные расходы, оставшиеся $66 млрд — в так называемый фонд зарубежных чрезвычайных операций (OCO), из которого финансируется американское военное присутствие за пределами страны. В 2017 году американский оборонный бюджет составил почти $643 млрд.

Следом за США растут военные расходы их союзников по НАТО. Восточная Европа вообще станет, по расчетам аналитиков, регионом наиболее сильного роста оборонных расходов. Связано это с необходимостью выполнить условие НАТО о выделении на оборону не менее 2% ВВП стран-участниц, а также с опасениями перед российской угрозой, отмечается в докладе IHS. К началу 2017 года лишь пять из 28 стран альянса выполняли этот норматив: США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша. Согласно анализу IHS, в следующем году к ним присоединятся Латвия, Литва, Румыния и Турция.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки также повысили военные расходы из-за сложной обстановки в регионе, указывается в докладе. В пятерку мировых лидеров попала Саудовская Аравия — в 2017 году королевство увеличило свой оборонный бюджет на $0,9 млрд, до $50,9 млрд. По сравнению с 2016 годом возросли военные расходы Ирана — занимавший 18-е место по величине военного бюджета в 2016 году, Иран поднялся на 15-ю строчку рейтинга. «Мы ожидаем, что оборонные бюджеты продолжат расти, но рост будет ограничен осторожным подходом к государственным расходам», — считает главный аналитик IHS и соавтор доклада Крэйг Кэффри.

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Против тренда

Расходы России на оборону продолжают падать второй год подряд, указывают авторы доклада IHS, объясняя это ухудшением экономической ситуации в стране. Согласно исследованию, в 2017 году Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными расходами, опустившись с четвертого на шестое место. Россию в этом рейтинге обогнали Великобритания и Саудовская Аравия ($51,2 млрд и $50,9 млрд в постоянных долларах 2017 года соответственно).

По данным IHS, оборонный бюджет России в 2017 году составил $47 млрд против $52,3 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2017 года). Соавтор доклада Кэффри указывает на то, что в 2017 году оборонный бюджет России сократился на 10% по сравнению с пиковым 2015 годом. Эксперт прогнозирует дальнейшее падение российских оборонных расходов в 2018 году на 5%. Кэффри указывает, что Россия и дальше будет модернизировать свою армию, однако сокращение оборонного бюджета будет влиять на то, какими темпами идет модернизация.

В предыдущем ежегодном докладе HIS Markit, опубликованном в декабре 2016 года, Россия также с самыми высокими оборонными расходами. Тогда авторы исследования отмечали, что она впервые выбыла из пятерки лидеров, оказавшись на шестом месте — ее военный бюджет составил $48,45 млрд в постоянных долларах 2016 года. Однако при пересчете в постоянных долларах 2017 года Россию в новом докладе вновь поместили в пятерку лидеров за 2016 год с $52,3 млрд.

В апреле 2016 года другой аналитический центр — Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) — представил иные данные. Российские военные расходы в 2016 году $69,2 млрд, и страна по этому показателю вошла в тройку лидеров, уступая лишь США и КНР. По версии SIPRI, Россия также пошла против тренда, но другого: сокращение военных расходов в нефтедобывающих странах. Методика SIPRI включает «все возможные расходы на военную деятельность» — от погашения задолженности предприятий ВПК перед банками (на сумму почти $12 млрд) до пособий ветеранам.

До 2017 года военные расходы России, особенно их инвестиционная составляющая, росли на десятки процентов в год, рассказал РБК заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин: «До тех пор пока страны Запада постепенно сокращали свои расходы на оборону, Россия их повышала». Но в уходящем году, по данным Зацепина, Россия снизила свои расходы на оборону почти на 25% по сравнению с предыдущим годом.

Перелом, по мнению Зацепина, был вызван конфликтами в Сирии и на Украине, участие в которых ударило по экономике страны, в том числе из-за международных санкций и «непосильных военных расходов». Как отмечает эксперт, России пришлось всё же сократить расходы на оборону, когда экономика страны «перестала демонстрировать признаки роста».

Российский президент Владимир Путин, выступая 14 декабря на ежегодной пресс-конференции, также отметил, что в 2018 году оборонные расходы должны составить 2,8 трлн руб. По текущему курсу это равняется около $47,7 млрд. В июне в интервью кинорежиссеру Оливеру Стоуну Путин рассказал о намерении снизить военные расходы в ближайшие три года.

Усиление политической напряженности в мире вынуждают Россию уделять больше внимания развитию Вооруженных Сил. В 2016 году страна увеличила расходы на военные нужды на 5,9% - до 69,2 млрд долларов и вошла в тройку лидеров по объемам затрат на оборону. Об этом говорится в очередном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).

По данным доклада, более половины (55%) российского оборонного бюджета пошли на финансирование госпрограммы вооружений. Причем, таких программ существует несколько. На данный момент действует программа на 2011 — 2020 годы (20 трлн рублей), с 2018 вступит в силу новая — до 2025 года. Таким образом, Минобороны добивается непрерывности процесса перевооружения.

Основными задачами новой госпрограммы вооружений будет создание объектов для размещения сил и средств ядерного сдерживания воздушного, наземного и морского базирования. В условиях эскалации конфликта у Корейского полуострова это выглядит как необходимая мера. Всего планируется ввести в строй 1740 различных объектов, рассказал Сергей Шойгу на коллегии Минобороны РФ.

В правительстве у военных есть оппоненты. Так, если Минобороны рассчитывало на объем финансирования предстоящей программы в 55 трлн рублей, то Минфин предлагал ограничиться 12 трлн рублей. В результате был достигнут компромисс — расходы оптимизировали, снизив стоимость программы до 30 трлн рублей. Как это скажется на обороноспособности страны, пока неясно.

Причины скупости Минфина очевидны. В условиях резкого падения цен на нефть, доходы бюджета от продажи энергоносителей резко упали. Компенсировать их за счет реализации высокотехнологичной продукции невозможно — экономика России остается сырьевой. В результате военные расходы составили в 2016 году 5,3% от ВВП России. Это самый высокий показатель за постсоветский период.

Для сравнения «норматив» для стран НАТО — 2% от ВВП. Именно таких расходов добивается Дональд Трамп от американских союзников по альянсу. Например, Германия тратит всего 1,3%. России же, чтобы соблюдать хотя бы примерный паритет, приходится расходовать гораздо большую долю от валового продукта.

Впрочем, российские военные расходы на фоне аналогичного показателя потенциального противника — США выглядит весьма скромно: 69,2 млрд против 611 млрд долларов. По объему оборонного бюджета Америка занимает ведущее место. Его доля во всех мировых военных расходах составляет 36%, доля России — всего 4%. Причем в 2018 году Трамп намерен увеличить военный бюджет еще на 9% или 54 млрд долларов.

Важным фактором в новой геополитической реальности становится военный бюджет Китая, занимающего вторую строчку в рейтинге. Союзник России потратил в минувшем году 215 млрд долларов или 13% от мировых расходов. Союзник США — Саудовская Аравия снизила расходы почти на треть — до 63,7 млрд долларов, что отбросило ее на четвертую позицию рейтинга.

Пятерка стран-лидеров по затратам на оборону. Расходы в млрд. долларов и процентный рост за 2016 год.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики Василий Зацепин видит в высоких расходах на оборонку, скорее, негатив.

— Обращаю внимание на мнение заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова , которое он высказал два года назад. По его словам, военное обременение экономики свыше 4% от ВВП свидетельствует о ввязывании страны в гонку вооружений. Думаю, ему можно доверять. Есть и другие показатели, житейского плана. Например, когда не индексируют пенсии. В течение четырех лет военнослужащим не индексируют денежное довольствие. Поясню, у нас проводится постоянный эксперимент по выплате срочникам двух тысяч рублей в месяц. Зато банкам в прошлом году около 1 трлн заплатили.

«СП»: — Подробнее, пожалуйста, про банки.

— Это происходило в порядке возврата денег по кредитам на гособоронзаказ, полученных от российских банков с 2011 года. У нас же параллельно с бюджетом была использована кредитная схема финансирования. Этого раньше не было. Финансирование оборонных нужд должно идти без всяких кредитов. Чтобы не платить лишнее. Банки наши «наварили» по некоторым оценкам до 300 млрд.

По словам эксперта, в 2010 году правительством была избрана «инновационная» схема на основе, как бюджетных ассигнований, так и кредитов под госгарантии. Банки рассчитывали, вложив в российскую оборонку средства под высокие проценты перекредитоваться затем на Западе, и остаться с прибылью. Однако после того, как в 2014-м на них наложили санкции, красивая схема рухнула. Поскольку государство выступало гарантом сделок, ему пришлось отбирать средства у гражданских госпрограмм.

Тем не менее, военный эксперт, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин видит в наращивании финансирования оборонных госпрограмм пользу, как для обороны страны, так и для гражданского сектора экономики.

— Надо понимать, что зависимость между расходами оборонного бюджета и военным потенциалом страны не носит линейного характера. Достаточно посмотреть данные по Великобритании, военные расходы которой сравнимы с Россией. При этом Великобритания фактически не имеет собственного ядерного оружия — они вынуждены закупать баллистические ракеты у американцев. У них немногим более 200 боевых самолетов, половина из которых, — небоеспособна. Армия Британии — это десятки тысяч человек, на флоте закончились противокорабельные ракеты и т. д. Кроме того, у Британии вообще нет космической программы. Если Северная Корея и Иран в состоянии сами запускать спутники, то британцы — нет.

Во Франции дела обстоят получше, но если сравнить сколько чего имеет Россия на каждый вложенный миллиард долларов, то это тоже будет не сопоставимо. Сюда же можно отнести Саудовскую Аравию, которую Россия сейчас оттеснила на четвертое место. Саудовцы вообще не имеют своего военно-промышленного комплекса, но при этом ведут войну (в Йемене — авт. ). Причем у них нет кадров для обслуживания тех сложных вооружений, которые они закупают. Там есть целые городки американских технических специалистов, которые занимаются обслуживанием авиатехники, систем ПВО и проч. Например, только несколько лет назад саудовцы научились без помощи иностранцев менять двигатели в танках. Это богатая, но технически слаборазвитая страна.

То есть эффективность, полученный боевой потенциал, на вложенный доллар у России на фоне других стран очень высокий. Мы здесь сравнимы с Китаем, а в чем-то даже получше.

«СП»: — Считаете ли вы долю от ВВП, которую тратит Россия на оборону, слишком большой? Можно ли говорить о гонке вооружений?

— Повышение доли ВВП, расходуемой на оборону, связано с наследием совершенно жуткого периода с 1992-го по 2009 год, когда не закупалось, и не делалось вообще ничего, кроме развития совершенно необходимых систем стратегических вооружений. С 2009-го начали раскручивать механизм госзакупок и новое оружие массово пошло в вооруженные силы. Поэтому из-за того, что не производилось ритмичной замены военной техники на протяжении 17−18 лет, нам пришлось в очень короткие сроки заменить огромное количество вооружений и техники. Часть из этого арсенала, например, твердотопливные ракеты, просто физически исчерпает срок службы и будет представлять опасность. Поскольку радикальная модернизация обходится дорого, проще было оснащать заново.

Отсюда и гигантские расходы, спрессованные в короткие сроки. Сейчас они уже начинают постепенно снижаться, а после 2020 года снизятся еще более существенно. А чтобы такого больше не было, придется в будущем придерживаться более ритмичного подхода, когда каждый год планово заменяется часть старого вооружения, на новое. Иначе, это плохо и для обороны и для промышленности. Шутка ли, боевых самолетов для ВВС не закупалось до 2010−2011 года.

«СП»: — В стране немало социальных проблем. Стоит ли идти на подобные траты?

— Масштабные оборонные проекты не только необходимы для выживания страны, но и дают большой экономический эффект. Если посмотреть на те трудности ведения бизнеса, которые называют компании, то в числе первых 2−3 проблем можно увидеть нехватку квалифицированных кадров. Наша промышленность действительно долго жила на кадровом заделе советского периода. Старики уходили, а замены им не было. Постоянно повышался средний возраст инженеров и рабочих. Благодаря госпрограмме вооружений у нас стал снижаться этот средний возраст. Уже подготовлено поколение технических кадров, которые благодаря своей квалификации могут работать и в гражданской промышленности. Это колоссальный вклад в развитие экономики.