Основные мероприятия по предупреждению аварий. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф Основные мероприятия по предупреждению дтп

Аварии на АЭС

Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.

Событием века стала чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г.), результаты которой почувствовали не только в России, на Украине, в Белоруссии, но и в других странах. Следы радиоактивного загрязнения достигли даже Польши, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии.

А почему, собственно говоря, произошла эта авария? Летом 1987 г. на суде выяснилось: на АЭС отсутствовал элементарный порядок трудовой дисциплины, и была низка ответственность персонала. Даже после взрыва на энергоблоке не была организована радиационная разведка, нужных приборов для ее ведения не имелось, противогазы у личного состава отсутствовали. Но что еще хуже - не было информации об аварии. Ее попросту поначалу скрывали. Население понятия не имело о случившемся. Эвакуация началась лишь спустя 36 часов после аварии. Следует отметить неумелые и нерешительные действия персонала в чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия по предупреждению аварий

Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

транспортный дорожный административная ответственность

Основная практическая работа по предупреждению ДТП проводится на автотранспортных предприятиях, фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. В дальнейшем организацию работы по предупреждению аварийности рассмотрим применительно к АТП, все работники которого (водители, техническая служба, служба эксплуатации, кадровая служба) в пределах своей компетенции должны заниматься вопросами обеспечения БД.

Организация планирования работы по предупреждению аварийности

Так как практически все работники АТП должны быть задействованы в решении вопросов снижения аварийности, эта работа должна планироваться. На АТП разрабатываются пятилетние, годовые и квартальные планы. Пятилетние планы отражают основное направление деятельности АТП по обеспечению безопасности движения и включают мероприятия долговременного характера на основе достижений передового опыта и научно-технического прогресса. Годовые и квартальные планы отражают этапы осуществления пятилетнего плана.

Как правило, в конце текущего года или его начале организуется отчёт всех подразделений АТП по вопросам БД за прошедший год и утверждается план на новый год с разбивкой по кварталам. В плане указывается наименование мероприятий по БД, ответственный за их исполнение, срок исполнения (прил. 16).

Мероприятия по предупреждению аварийности на АТП можно разделить на 3 группы.

Обеспечение надёжности водителей, совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей и ИТР, улучшение медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья.

Обеспечение безопасности автомобилей, улучшение их технического состояния.

Совершенствование организации перевозок и контроля за работой водителей на линии, улучшение дорожных условий.

Задачи служб подразделений АТП по обеспечению БД

Для руководящего состава АТП, начальников отделов, служб вопросы обеспечения БД являются важнейшими в их деятельности. Отметим основные задачи в этом направлении.

Руководитель АТП отвечает за деятельность предприятия в целом, и по вопросам БД он обязан:

назначить на должности, связанные с обеспечением БД, лиц, прошедших специальное обучение и периодическую аттестацию;

разработать для всех сотрудников, деятельность которых влияет на БД, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП;

утверждать план мероприятий по предупреждению ДТП и контролировать его выполнение;

принимать меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников АТП, к повышению их квалификации;

обеспечить изучение нормативных документов g по вопросам БД сотрудниками АТП и систематически контролировать их знания.

Служба эксплуатации непосредственно организует перевозку грузов и пассажиров, соответственно по вопросам БД её задачами являются:

обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям на маршрутах, и контроль за их соблюдением;

обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;

организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых и товарно-транспортных документов;

организация стажировки и учёбы водителей,

проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршруте и изменениях дорожных и метеоусловий;

соблюдение ПДД в части перевозки грузов и пассажиров;

составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;

проведение обследования автобусных маршрутов (не менее 2 раз в год), нормирование скоростных режимов движения автобусов;

налаживание устойчивой линейной связи транспортных средств с диспетчерскими пунктами.

Техническая служба:

обеспечивает качественное выполнение ТО и ремонта автомобилей, организует контроль технического состояния автомобилей при выходе из ТО и ремонта, а также на выпуске-возврате;

обеспечивает проведение ежегодных технических осмотров транспортных средств;

проводит мероприятия по повышению квалификации рабочих и ИТР;

обеспечивает комплектование транспортных средств (огнетушители, аптечки, знаки аварийной остановки, противооткатные упоры);

организует контроль технического состояния автомобилей на линии и в случае необходимости техническую помощь водителям на линии.

Отдел кадров АТП:

организует работу по подбору, расстановке и воспитанию водителей и ремонтных рабочих, а также водителей-наставников для инструктажей и стажировок неопытных водителей;

изучает причины текучести кадров и принимает меры по их устранению;

планирует подготовку и повышение квалификации водителей и ремонтных рабочих;

обеспечивает прохождение водителями обязательного медицинского переосвидетельствования.

Служба безопасности движения:

разрабатывает совместно с другими службами, подразделениями и общественными организациями АТП мероприятия по предупреждению ДТП и контролирует их выполнение;

систематически контролирует выполнение службами и подразделениями АТП нормативных документов по обеспечению БД и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений;

ведёт учёт ДТП и нарушений ПДД водителями АТП, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчёты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;

организует агитационно-массовую работу по безопасности ДД в коллективе (проведение лекций, вкладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ кинофильмов и т.д.);

систематически информирует водительский состав, ИТР, руководство АТП о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;

принимает участие в служебном расследовании причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также выявлении нарушений установленных норм и правил по обеспечению БДД, связанных с недостатками в работе АТП;

организует в коллективе АТП разбор совершённых водителями ДТП, нарушений ПДД и правил технической эксплуатации транспортных средств;

контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами;

контролирует прохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров, соблюдение установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

контролирует проведение службой эксплуатации инструктажей водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учётом погодных и климатических условий;

контролирует работу водителей-инструкторов по БД и водителей наставников;

совместно с другими службами организует занятия с работниками АТП по изучению ПДД и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности ДД;

организует работу кабинета (класса) по БД по плану, утверждённому руководителем АТП, и оборудует его в соответствии с методическими указаниями;

участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей;

систематически (один раз в месяц) сверяет данные о ДТП, в которых участвовал подвижной состав АТП, с данными ГИБДД;

принимает участие в деятельности соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог на маршрутах работы транспортных средств АТП;

обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей-передовиков, лучших бригад, автоколонн (отрядов);

совместно с отделом кадров оформляет и предоставляет руководству АТП материалы о награждении водителей значком «За работу «без аварий» II и III-й степеней.

Служба безопасности движения АТП имеет право:

проверять работу других служб и подразделений АТП по предупреждению ДТП, требовать от соответствующих руководителей и работников АТП необходимых материалов, устных и письменных объяснений;

проверять при необходимости у водителей АТП наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевой и товарно-транспортной документации;

отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников АТП, состояние или действия которых угрожают БД, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер;

запрещать выпуск на линию подвижного состава АТП или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих БД;

решать в установленном министерством порядке вопрос о запрещении движения транспортных средств АТП при обнаружении в содержании или оборудовании дорог недостатков, угрожающих БД;

вносить предложения руководству АТП о поощрении работников, служб и подразделений за хорошую организацию работы по обеспечению безопасности движения транспортных средств, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БД.

Перечень документации, которая должна вестись в АТП по вопросам БД:

Папка приказов и распоряжений по вопросам БД.

План мероприятий по предупреждению ДТП.

Материалы о результатах проверок служб и должностных лиц по вопросам БД.

Материалы по проведению служебных расследований.

Личные карточки водителей.

Журнал учёта дорожно-транспортных происшествий (см. прил. 1).

Журнал учёта нарушений правил дорожного движения водителями.

Организация работы кабинета по БД

Для профилактической работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок на АТП оборудуются кабинеты (классы) по БД. Главное назначение кабинетов по БД заключается в активной пропаганде новейших достижений науки, техники и передового опыта в области обеспечения БД, их внедрение в практику работы АТП, повышение профессиональных знаний и мастерства водителей, ремонтных рабочих и ИТР.

Организация работы кабинетов по БД должна обеспечивать индивидуальные и групповые занятия, проведение инструктажей, совещаний, семинаров по предупреждению аварийности, разборов обстоятельств и причин возникновения ДТП. Кабинет БД рекомендуется располагать вблизи диспетчерской для обеспечения максимальной его посещаемости водителями. Размеры кабинета по БД определяют в зависимости от категории АТП и численности водителей (табл. 1).

набор схем опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями по правильным действиям водителей в этих ситуациях;

схемы конкретных железнодорожных переездов с указанием зон видимости и особенностей проезда;

карты-схемы маршрутов;

дорожные знаки с подсветкой;

тренажёры для программированного обучения ПДД;

тренажёры для контролирования знаний и обучения;

электронный тренажёр-экзаменатор;

кинопроекционный аппарат, фото - и видеоаппаратура.

Экспозиция кабинета должна отражать содержание всей работы по БД, учитывать специфику деятельности АТП (грузовое, пассажирское, смешанное), и местные условия работы. Она представляется отдельными разделами, для каждого из которых подбирается необходимое оборудование, наглядные и учебные пособия. Экспозицию кабинета по БД рекомендуется представлять тремя разделами: учебно-методическим, справочно-информационным и агитационно-пропагандистским. Учебно-методический раздел должен обеспечивать приобретение водителями знаний по основам БД, организации труда и отдыха водителей, техническому состоянию транспортных средств, а также воспитанию трудовой и транспортной дисциплины.

Приобретение знаний по основам БД предусматривает:

изучение ПДД, правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и других нормативных документов по безопасности автомобильных перевозок и контролирование полученных знаний;

выбор рациональных режимов движения с учётом экономии топливно-смазочных материалов;

повышение мастерства вождения автомобилей, разбор типичных опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями водителям о правильных действиях в этих ситуациях;

знакомство с психофизиологией труда водителей. Знания по организации труда и отдыха водителей предусматривают изучение:

производственной санитарии и гигиены труда;

режимов труда и отдыха;

требований, предъявляемых к состоянию здоровья при предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах:

дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств данного АТП;

приёмов вождения автомобилей в различных дорожных и климатических условиях.

Изучение технического состояния транспортных средств предусматривает знание конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава АТП, а также устройства, порядка контроля и обслуживания узлов и агрегатов автомобиля, техническое состояние которых влияет на БД.

Справочно-информационный раздел предназначен для информативной, консультативной и справочной работы. Он содержит:

карту-схему маршрутов;

план работы кабинета по БД;

данные статистики ДТП;

схемы железнодорожных переездов, расположенных в зоне деятельности АТП;

справочные материалы;

схемы типичных ДТП с анализом их возникновения.

На карте-схеме маршрутов БД пассажирских АТП должны быть обозначены остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, места интенсивного пешеходного движения, опасные участки дорог, железнодорожные переезды и т.д. Схему следует сопровождать паспортными данными маршрутов, сведениями о местах концентрации ДТП и установленных скоростях движения.

Данные учёта и анализа ДТП, нарушений ПДД для наглядности представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Их следует группировать по следующим темам:

состояние аварийности в целом по АТП, автоколоннам (на пассажирских АТП и по маршрутам);

состояние аварийности в объединении, управлении, другой организации. На диаграммах может быть показано число ДТП и пострадавших в них по месяцам, кварталам, годам в. абсолютных и относительных цифрах (на 1 млн. км пробега автомобилей, на 1000 водителей, на 1000 транспортных средств и т.д.). Справочные материалы для водителей содержат:

нормативные документы, инструкции, приказы, письма, распоряжения, касающиеся работы водительского состава;

сведения о порядке получения удостоверения на право управления транспортным средством или талона предупреждения при его замене или утрате;

методические материалы по определению параметров движения автомобиля: скорости, пути, времени, траектории;

сведения о порядке прохождения водителями медицинского переосвидетельствования, повышении квалификации водителя, награждении значком «За работу без аварий»;

меры административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и т.д.;

информацию о порядке проезда к больницам, расположение районных отделений милиции, «Скорой помощи», пожарной части и т.д.;

телефоны диспетчерской службы АТП, милиции, ГИБДЦ;

адреса и телефоны вышестоящих организаций.

Агитационно-пропагандистский раздел включает материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, бригад, автоколонн (отрядов), итоги конкурсов, месячников и викторин по БД.

В этот раздел, в частности, могут быть помещены:

фотографии лучших водителей, награждённых значками «За работу без аварий»;

сведения о победителях конкурсов «За безопасность движения»;

лозунги, плакаты и другие материалы наглядной агитации.

Часть материалов наглядной агитации следует также размещать на территории АТП, в диспетчерской, на контрольно-техническом пункте.

Занятия в кабинете по БД проводятся индивидуально в форме самостоятельной подготовки и по группам водителей в форме бесед, лекций и консультаций.

Основные направления работы службы БД по предупреждению ДТП

Итак, общие требования к системе управления БД заключаются в минимизации времени на осуществление транспортного процесса при условии соблюдения безопасности движения и защиты окружающей среды. Эти требования на АТП могут быть обеспечены:

высокой квалификацией и дисциплинированностью водителей;

высоким уровнем технического состояния и укомплектованности транспортных средств;

необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией движения;

квалифицированным руководством и контролем за перевозками и использованием подвижного состава.

Обеспечение этих условий требует от службы безопасности движения на АТП:

разработки проектов планов профилактической работы с водителями;

систематического контроля за выполнением нормативных документов, инструкций, приказов по обеспечению безопасности движения;

проверки выполнения всеми службами АТП необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения;

ведения учёта ДТП и нарушений правил дорожного движения в соответствии с соответствующими правилами учёта и ведомственными инструкциями;

проведения анализа материалов ДТП и нарушений, допущенных водителями, и организации соответствующего их обсуждения в коллективе;

участия в проведение служебных расследований ДТП;

обобщения и распространения опыта безаварийной работы водителей, бригад, автоколонн;

организации работы кабинета безопасности движения и проведения агитационно-массовой работы по безопасности движения;

осуществления контроля за стажировкой водителей и работой водителей-наставников.

Некоторые сведения по экспертизе ДТП

Одним из важнейших профилактических мероприятий по предупреждению ДТП является выявление их причин и сопутствующих факторов, на основании чего могут быть разработаны конкретные мероприятия по снижению аварийности. Комплексные научно-технические исследования всех аспектов ДТП называют экспертизой ДТП. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Судебная экспертиза ДТП проводится по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке.

Служебное расследование, как уже отмечалось, проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП. Одной из задач служебного расследования является оказание помощи водителю, в случае если он не виновен, в доказательстве его невиновности. Рассмотрим методику решения некоторых вопросов служебного расследования ДТП.

Оценка возможности предотвращения наезда на неподвижное препятствие

В ходе служебного расследования часто встаёт вопрос - имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?

Если водитель совершил наезд, то в соответствии с ПДД при обнаружении препятствия он должен был, применив экстренное торможение, снизить скорость или остановиться. Соответственно, если у водителя была возможность остановить автомобиль, а он ею не воспользовался, то водитель виновен; если такой возможности у него не было, то водитель не виноват в совершении данного ДТП.

Однако водители должны знать, что в некоторых случаях для избежания наезда более эффективным, чем торможение, оказывается объезд препятствия.

Расчёты и практический опыт показывают, что при скоростях меньших, чем 20 - 40 км/ч, более эффективным оказывается торможение, при больших скоростях объезд, как правило, более эффективен.

Оценка возможности предотвращения наезда на пешехода

В случае наезда автомобиля на пешехода при пересечении им проезжей части (рис. 2.) кроме длины остановочного пути автомобиля Sо учитывают путь пройденный по проезжей части пешеходом SП, скорость пешехода Vп, удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Sуд.

Сравнивают длину остановочного пути Sо с расстоянием удаления автомобиля от места наезда Sуд. При Sо < Sудможно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно принятом интенсивном торможении остановился бы до линии следования пешехода.

Следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд. При Sо і Sуд - можно дать заключение, что у водителя такой возможности не было, хотя существуют методики более точной проверки последней версии.

Рассмотрим пример. Водитель легкового автомобиля, двигаясь в населённом пункте, сбивает пешехода, переходившего проезжую часть. Приняв следующие исходные данные: Va = 60 км/ч = 2166 м/с; j = 0,7; = 0,8 с; = 0,2 с; = 0,4; VП = 5 км/ч = 1,4 м/с, SП = 4 м,

Определяем расстояние удаления автомобиля в момент обнаружения водителем опасности по формуле (8), м:

Sуд =4 16,6/1,4= 47,4 м.

Так как в данном случае S0 < Sуд, следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд.

Определение пути обгона автомобиля

Обгон транспортных средств является одним из наиболее сложных и опасных видов манёвра. Во время обгона совершается около 12% всех ДТП, при этом очень велико относительное число погибших и раненых.

Особенно опасны обгоны на дорогах, имеющих две полосы для движения в обе стороны. На этих, часто сравнительно узких дорогах, происходит взаимодействие с попутным транспортом при высокой скорости движения, причём часть манёвра осуществляется на встречной полосе, где высока вероятность создания помех встречному транспортному средству и столкновения с ним.

Безопасный обгон может быть гарантирован при выполнении требований ПДД, совершенной технике управления автомобилем, точном расчёте водителем манёвра, на основе устойчивых навыков оценки обстановки и прогнозирования её развития.

Для этого в первую очередь необходимо знать величину пути обгона в той или иной ситуации и параметры, которые влияют на его изменение.

Рассмотрим обгон с постоянной скоростью, схема которого представлена на рис. 3. Автомобиль, движущийся со скоростью Vа1, настигает автомобиль, движущийся со скоростью Vа2, и совершает его обгон. Для того, чтобы начать обгон, водитель подъезжает к обгоняемому автомобилю на дистанцию безопасности Дб1, м, величину которой можно принять равной величине остановочного пути плюс какой-то запас S3 принимаемый обычно 5 - 6 м.

При оценке безопасности обгона следует помнить что за время, пока водитель совершает обгон (в нашем случае с), водитель, двигающийся навстречу, приблизится на расстояние. Если скорость движения своего и обгоняемого автомобиля водитель определяет достаточно точно, то скорость автомобиля, двигающегося навстречу, ему определить гораздо сложнее, и здесь могут быть значительные ошибки. Приняв м/с, определим, что встречный автомобиль приблизится на расстояние м. Следовательно, безопасным в данной ситуации можно считать обгон при нахождении встречного автомобиля на расстоянии более 1072 м от обгоняющего автомобиля в момент начала обгона.

Определение безопасной скорости ночью

В тёмное время суток интенсивность движения в несколько раз сокращается, однако в это время происходит почти половина всех ДТП, при этом резко возрастает тяжесть последствий ДТП. Основная причина этого - ухудшение условий видимости и пропорциональное ему уменьшение объёма воспринимаемой информации. Наиболее эффективной мерой повышения безопасности движения в этих условиях является выбор скорости, соответствующий расстоянию видимости:

Расстояние видимости зависит от технического состояния приборов освещения, физиологических качеств водителя, размеров предмета, его фона, расположения относительно поверхности дороги. При ближнем свете фар можно принять 50 - 60 м, при дальнем - 140 - 180 м.

Пример. Определить безопасную скорость легкового автомобиля при движении ночью с ближним светом фар, исходя из следующих данных: км/ч = 16,6 м/с j = 0,5; с; с; с.

Приняв = 5 м, получим м.

Т.е. скорость 60 км/ч в этих условиях можно считать безопасной.

Определение безопасной скорости на повороте

При движении автомобиля на повороте под действием центробежных сил может произойти потеря его устойчивости (способности противостоять заносу и опрокидыванию).

Приведённые в данном разделе сведения могут оказать большую помощь водителям в их работе. Ясно, что водителю не хватит времени в критической ситуации произвести расчёты по приведённым формулам, сопоставить результаты тех или иных действий и выбрать наиболее правильное, а зачастую и единственно верное решение, позволяющее избежать ДТП.

Однако сведения о величинах остановочного пути, пути обгона, безопасных скоростях в тех или иных дорожных ситуациях, представленные в форме плакатов, схем, диаграмм в кабинете по БД, а также систематические теоретические и практические занятия с водителями по рассматриваемым вопросам помогут водителям при возникновении критических ситуаций правильно разобраться в обстановке и принять решение, обеспечивающее благоприятный исход.

Требуемые навыки действий в критических ситуациях должны отрабатываться в процессе многократных повторений специальных упражнений при тренажёрной и автодромной подготовке.

В ходе теоретических занятий изучаются причины возникновения критических ситуаций, проводятся расчёты движения автомобиля (оценка его скорости, пути, времени, траектории), проводится анализ дорожных ситуаций с выдачей рекомендаций по предотвращению ДТП. Получение этих знаний предусмотрено «Учебным планом и программой ежегодных занятий с водителями». Следует отметить, что теоретические занятия не позволяют выработать у обучаемого навыков действий при внезапном возникновении критической обстановки, а дают лишь общее представление о возможных способах выхода из неё.

Для того, чтобы водитель смог воспользоваться полученными знаниями, необходимы практические упражнения на специализированных тренажёрах по их углублению и закреплению.

В процессе упражнений у водителя вырабатывается так называемый «Динамический стереотип» - автоматизированно выполняемое действие в той или иной ситуации, представляющее собой элемент сознательной деятельности человека и обеспечивающее применение имеющихся знаний и умений без дополнительного обдумывания.

И последний этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия водителя в конкретных критических ситуациях. В настоящее время разработаны методики, позволяющие добиться прочных навыков управления автомобилем в сложных условиях, включая критические дорожно-транспортные ситуации.

Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

3.8 Проблемы экологической безопасности

Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду резко возросло и приняло катастрофический характер. Ежегодно выбрасываются миллионы тонн твердых и газообразных отходов, водоемы загрязняются миллиардами кубометров сточных вод. Почву и сельскохозяйственные угодья губят ядохимикатами, уничтожают в процессе строительства населенных пунктов, промышленных предприятий и транспортных магистралей.

Среда обитания человека во все больших масштабах "загрязняется" шумом, электромагнитными полями и радиоактивными излучениями; истощаются запасы кислорода; разрушается озоновый слой атмосферы Земли.

В результате загрязнения природной среды ухудшается здоровье населения, погибает растительный и животный мир, ускоряется разрушение материалов, зданий и сооружений. Антропогенное воздействие на природу превышает ее восстановительный потенциал, что влечет за собой необратимые изменения природной среды. Возникает реальная угроза экологического кризиса.

Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия взаимодействия общества и природы, выражающееся в неспособности естественной природы выполнять свойственные ей функции обмена веществ и энергии, поддерживать условия, необходимые для существования и развития жизни.

При решении задачи снижения загрязнения природной среды главным является создание и внедрение принципиально новых, безотходных технологических процессов как производства товаров и услуг, так и эксплуатации технических систем. Вместе с тем в условиях зародившегося экологического кризиса остро стоит вопрос о защите человека от воздействия на него видоизменной и зараженной среды, т.е. об обеспечении экологической безопасности.

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, чем мы дышим, что пьем и едим, в каких условиях живем и работаем.

Начнем, пожалуй, с воздуха. Не случайно существует поговорка "необходим как воздух". Народная мудрость не ошибается. Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды - 5 суток, без воздуха - около 5 минут.

В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязняется вредными веществами: различными газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами, а также разнообразными видами пылей, имеющими органическое и неорганическое происхождение.

При воздействии на человека вредных веществ, загрязняющих воздух, очень опасным для него обстоятельством является то, что он сразу не ощущает их влияния. Примером такого вредного вещества является окись углерода - газ без цвета, вкуса и запаха. Высокие концентрации газа могут вызвать тяжелые последствия вплоть до паралича сердца. Другой пример - пары ртути, вдыхая которые, человек тоже непосредственно не ощущает их пагубного действия. Между тем это вещество вызывает нарушение работы центральной нервной системы и почек. Поскольку ртуть может накапливаться в организме человека, то в конечном итоге ее воздействие приводит к расстройству умственных способностей. Часто встречающийся оксид азота, не имея цвета и запаха, очень ядовит, раздражает органы дыхания человека. Отравление оксидами азота начинается с легкого кашля, при повышении концентрации появляется сильный кашель, рвота, иногда головная боль, в легких они создают отек.

При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застое воздуха над промышленными районами в связи с метеорологической инверсией, сопровождающейся ростом температуры снизу вверх, образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли, ртутных паров и различных органических веществ).

Неблагоприятное влияние на здоровье людей оказывают выбрасываемые автотранспортом соединения свинца (в бензин для повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец), приводящие к нервным расстройствам, малокровию, потере памяти, слепоте.

Одна из наиболее тяжелых форм загрязнения окружающей среды - кислотные дожди. Сернистые соединения преобразуются в атмосфере в серную кислоту, вследствие чего в окрестностях газоперерабатывающих заводов, тепловых электростанций и далеко за их пределами выпадают кислотные дожди, которые убивают растения, губят почву и загрязняют поверхностные и подземные воды.

Неблагополучная ситуация складывается в районах расположения заводов микробиологической промышленности, выбросы которых в атмосферу приводят к грибковым поражениям,болезням легких, бронхов, кожи, снижению иммунитета у населения.

Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в квартирах в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее.

Что отравляет воздух в наших квартирах? Конечно, свинцовые белила, линолеум, пластики, ковры из синтетических волокон, поролоновая обивка кресел, диванов, стиральные порошки. Однако львиную долю (70-80%) вредных веществ в воздух квартир привносит современная мебель. В древесностружечных плитах (основы мебели) содержится много синтетического клеящего вещества. Кроме того, полимеры, краски, лаки этой мебели в силу деструкции тоже загрязняют воздух токсичными химическими соединениями.

Загрязнение комнатного воздуха сказывается на здоровье не сразу. Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть голова, от бессонницы появляются раздражительность, утомляемость.

Если вы хотите наглядно определить чистоту наружного воздуха, то повесьте в проеме открытого окна чистую влажную марлю. Вечером, сняв марлю, понюхайте ее и сравните ее цвет с первозданным (белоснежным), а затем сделайте для себя вывод.

Как в повседневной жизни ослабить вредное воздействие находящихся в воздухе токсичных веществ на организм? Для этого следует придерживаться некоторых правил.

Прежде всего надо научиться дышать носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек, будто влажная щетка, собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Почаще освобождайте слизистую носа от накопившейся пыли. А перед сном обязательно протрите каждую ноздрю изнутри влажной ваткой.

Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей, заводов вдохи надо делать неглубокие, поверхностные. Ведь воздух, наполненный вредными и опасными веществами, при глубоком дыхании постепенно загрязняет легочную ткань вредными веществами.

Как известно, вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Однако в значительно большей степени она загрязняется агропромышленным комплексом, а также хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, в частности, от предприятий перерабатывающей промышленности. Среди загрязнителей наиболее распространены нефть и нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли разных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы, болезнетворные микробы и т.д.

Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также неумеренная химизация сельского хозяйства не могут не отразиться на качестве продуктов питания.

Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов, используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание - метагемоглобинемия, сопровождающаяся цианозом - синюшностью кожи, анурией (прекращением выделения мочи), увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен летальный исход.

При приеме высоких доз нитратов с продуктами или питьевой водой через 4-6 часов появляются тошнота, одышка, посинение кожных покровов и слизистых, а также наблюдается расстройство желудочно-кишечного тракта. Сопровождается все это общей слабостью, головокружением, болями в затылочной области, сердцебиением. Первая помощь - обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных, свежий воздух. В профилактике и лечении отравлений хорошо зарекомендовала себя аскорбиновая кислота (витамин С).

Однако, как считают специалисты, нитратная опасность на порядок менее актуальна, чем опасность отравления пестицидами и тяжелыми металлами (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк и др.).

Пестициды - химические вещества для борьбы с сорняками и возбудителями болезней растений, вредителями древесины, изделий из кожи, шерсти, хлопка, переносчиками особо опасных заболеваний человека и домашних животных.

Наиболее опасны хлор-, фосфор- и ртутеорганические пестициды. Накапливаясь в организме в течение длительного времени, они проявляют различные вредоносные свойства: канцерогенность (вызывают рак), тератогенность (появление уродства у новорожденного), аллергичность, мутагенность (изменение наследственности).

Корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на их поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу (яблоки, груши), нужно это сделать, особенно если вы не знаете в каких условиях выращен этот продукт.

Наименование ста­дии развития ава­рийной ситуации (аварии) Основные принципы анализа условий возникновения аварийной ситуации (аварии) и ее послед­ствий Способы и средства предупреждения, локализации ава­рии
Выход параметров за критические значения. Повышение давления, темпера­туры, уровня в резервуаре выше регламентных значений, скорости налива может привести к разрушению или разгерметиза­ции оборудования (трубопрово­да). Применение испытанных за­щит-ных предохранительных устройств, поверенных средств измерения темпера­туры, давления, уровня. Ло­кализация аварии при помо­щи отсечных задвижек между блоками. Устранение проли­ва.
Износ или уста­лость материала. Дефекты сварных соединений, неоднородность материалов, не­соответствие марки материалов, используемых для изготовления арматуры, фланцев, требованиям правил. Использование дефект­ных материалов и изделий, пре­вышение сроков эксплуатации оборудования. При превышении регламентных параметров тем­пературы и давления может произойти разгерметизация или разрушение оборудования, тру­бопроводов, запорной арматуры. Проведение ревизий и испы­таний оборудования, запор­ной арматуры, предохрани­тельных устройств. Наличие поверенных средств диагно­стирования и дефектоскопии оборудования, проведение его планово-предупре-дитель­ных ремонтов и свое­временная замена устаревше­го и изношенного оборудования. Соблюде­ние регламентируемых режимов работы, повышение прочностных характеристик оборудования и трубопрово­дов. Применение эффектив­ных защитных покрытий.
Выход из строя предохранительных устройств. Применение предохранительных устройств без проведения испы­таний и ревизий. Оснащение предохранитель­ными устройствами и дыха­тельными клапанами, про­шедшими испытания и реви­зию.
Ошибки ремонтно­го и обслуживаю­щего персонала. Допуск к работе обслуживающе­го и ремонтного персонала без соответствующего инструктажа, обучения, проверки знаний, ква­лификации. Применение в производстве труда квалифицированного и опытного персонала по об­служиванию и ремонту обо­рудования. Своевременное проведение инструктажей по вопросам охраны труда и техники безопасности, про­верки знаний, профессио­нальное обучение и профес­сиональный отбор.
Проявления природы (молнии, землетрясения). Выход из строя средств защиты от вторичных проявлений молнии. Систематический контроль за исправностью средств защиты от вторичных проявлений молнии.
Разгерметизация оборудования (трубопровода) Превышение критических параметров, износ, усталость материала, неисправность предохранительных устройств, ошибки персонала, отказ приборов, проявления природы (молнии, землетрясения). Соблюдение регламентных параметров, оснащение исправными предохранительными устройствами, повышение прочностных характеристик оборудования, выполнение графика поверки, применение поверенных приборов.
Образование розлива, вытекание струи. Разгерметизация (разрушение) оборудования, трубопровода приведет к образованию пролива, вытеканию струи. Проверка соответствия оборудования, трубопроводов, запорной арматуры, предохранительных и уплотнительных устройств требованиям нормативов (проекту, регламенту). Оценка технического состояния оборудования (качество сварных соединений, сборка разъемных соединений, степень износа и т.п.). Оценка порядка и полноты диагностического контроля.
Пожар пролива. Наличие источника зажигания. Исключение источника зажигания.
Факельное горение струи Оценка возможных масштабов пожара пролива, наличия и эффективности средств пожаротушения, умения персонала действовать при ликвидации очагов загорания, оперативности и оснащенности пожарных частей. Локализация пожара пролива и факельного горения струи средствами пожаротушения. Эффективные действия персонала и спецподразделений по тушению пожара и спасению людей.
Разогрев резервуара. Потери оперативного времени при тушении пожара по различным причинам, несвоевременное выявление пожара может привести к разогреву резервуара. Своевременное выявление пожара, оперативное тушение пожара.
Взрыв в резервуаре и его разрушение, образование огненного шара. Несвоевременное тушение пожара приводит к разогреву раз-герметизированного резервуара до критической температуры, прогреву нефтепродукта по глубине резервуара, вспышке паров, возгоранию, взрыву. Своевременное эффективное тушение пожара пролива с целью недопущения разогрева резервуара.
Образование удар­ной волны. Анализ количественных харак­теристик взрыва (реализуемая энергия), избыточное давление взрыва, радиусы зон интенсив­ности воздействия ударной вол­ны, наличие смежных блоков, административных, бытовых, вспомогательных зданий (поме­щений) с постоянным нахожде­нием людей в зоне опасной ин­тенсивности ударной волны. Размещение зданий админи­стративного, бытового и вспомогательного назначения вне опасной зоны, реализация мер по повышению устойчи­вости зданий. Организация оповещения об опасности и вывода персонала из опасной зоны, действия персонала и спецподразделении по спасе­нию людей.
Развитие аварии на соседние блоки Образование ударной волны может привести к разрушению соседних смежных блоков и раз­витию аварии в смежных бло­ках. Исключение источников за­жигания, локализация, пожа­ров в аварийном блоке, ра­циональное размещение обо­рудования, оснащение уст­ройствами защиты персонала от поражающих факторов (взрывная волна, высокая температура и т.п.).
Развитие аварии за пределами АЗС Прогнозирование возможных масштабов и путей дальнейшего развития аварии с учетом энергонасыщенности. Действия по локализации и ликвидации аварии под руко­водством комиссии по чрез­вычайным ситуациям
Интоксикация лю­дей Оценка рациональности пла­на, наличия чис­ленности людей в зонах воз­можного поражения; оснащение средствами индивидуальной и коллективной защиты, оповеще­ния и эвакуации людей из опас­ной зоны и оценка их эффектив­ности. Снижение численности лю­дей в опасной зоне, оснаще­ние эффективными средства­ми защиты, оповещения и эвакуации людей; действия персонала и спецподразделе­ний по спасению людей.

ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.Руководство работами по спасению людей и ликвидации аварии осуще­ствляет ответственный руководитель работ (далее ОРР).

3.Если авария угрожает другим блокам или при явно неправильных дейст­виях ответственного руководителя работ, вышестоящее руководящее лицо имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликви­дацией аварии или назначить для этого другое должностное лицо.

4.Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии является:

На первом уровне развития аварии - мастер АЗС.

До его прибытия на место аварии обязанности ответственного руководи­теля работ выполняет лицо его замещающее (помощник мастера);

На уровне развития аварии - руководитель предприятия или его заместитель. До его прибытия на место аварии обязанности руководителя работ выполняет мастер АЗС.

5.Непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществ­ляется ответственным руководителем работ.

6.Непосредственное руководство по тушению пожара осуществляется старшим начальником пожарной части в соответствии с обста­новкой на пожаре, информацией и указаниями, полученными от руково­дителя работ по ликвидации аварии. До его прибытия на место аварии эти обязанности выполняет ответственный руководитель работ.

В зависимости от обстановки, руководитель предприятия или спе­циализированного подразделения организует штаб тушения пожа­ра, определив место его расположения. В состав штаба включают­ся представители администрации предприятия, руководитель службы охраны труда и другие лица.

На представителей предприятия в штабе тушения пожара возла­гаются следующие функции:

Консультации по вопросам технологического процесса и специ­фическим особенностям объекта;

Обеспечение необходимого контингента работников;

Обеспечение автотранспортом;

Корректировка действий служб и отдельных лиц, занятых выпол­нением работ, связанных с тушением пожара.

Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю работ и по его указа­нию приступают к выполнению своих обязанностей.