Дом жилкоопсоюза. Дом итр: история в лицах Жилой дом ударника нкпс

17.03.2017

Дом инженерно-технических работников («дом ИТР», как его до сих пор называют) сейчас – архитектурная редкость, а тогда, в далёком 1935 году, он явился великим жизнеутверждающим событием, вехой в истории города. Он стал частью нового комплекса зданий, появившегося вблизи рабочего посёлка Голодаевка, на месте старого кладбища, в который входили горно-керамический техникум, клуб керамиков (ДК АО «БКО»), 2-я средняя школа. Здания окружили новую площадь – с памятником Владимиру Ленину в центре.

Первые жильцы заселились в ноябре, в канун 18-й годовщины Октябрьской революции. Это была в основном техническая элита: инженеры и руководители комбината «Красный керамик», позже тут жили и секретари городского комитета КПСС. На первых этажах были коммуналки с коридорной системой.

Дом ИТР стал первым в городе жилым домом с канализацией и водопроводом. Вода подавалась специально для него построенной у моста Белелюбского насосной станцией. Просторные комнаты, коридоры, ванные с титаном и окнами на улицу, в подвале – своя котельная, на кухнях – плиты на дровах. И, наконец, суперсовременный фасад – с застеклённым переходом и характерным для конструктивизма овальным выступом из стеклянных рам, снизу доверху окаймляющим лестничную клетку. Словом, дом казался образцом социализма, «порогом в светлое будущее».

Военной осенью 1941 года жильцов выселили и вскоре в доме, как и в соседних зданиях, замелькали белые халаты и солдатские шинели – здесь разместился прифронтовой госпиталь для тяжелоконтуженых.

Об истории дома и своей семьи рассказала Лариса ФЕОФИЛОВА. Её семья живет в доме ИТР с 1935 года, когда её дед Андрей Иванович Тимаков, мастер-краснодеревщик «Красного керамика», начальник ОТК цеха получил здесь две комнаты в трёхкомнатной квартире на пятом этаже…

– В этом доме моя мама в 1938-м познакомилась с инженером-строителем Валерианом Ивановичем Костыриным и вышла за него замуж. Молодой инженер, присланный из Ленинграда строить Боровичскую ГЭС, жил на первом этаже… В 1940-м году родилась я. Началась война, папу отправили на фронт, а мама со мной уехала в эвакуацию в Томск. Вернулись в Боровичи в 1944-м, мне было четыре года, помню, как мы с мамой гуляли, а на балконе нашего дома стояли раненые с костылями и махали нам рукой… Вскоре госпиталь уехал, и наша семья вернулась в свою квартиру.

Послевоенные годы были трудными, тяжелый труд на огнеупорном производстве с одним выходным в неделю, ранний подъем по гудку, пронизывающему город. Стояли в очередях с карточками на муку, жили впроголодь. Воду давали только по выходным, поэтому носили её в ведрах на пятый этаж, как и дрова, чтобы готовить еду на кухонной печке.

Но для нас ребятишек – это было счастливое время! В сараях и подвалах держали кур, гусей, свиней, была даже корова. Вся живность гуляла по двору, где мы, ребята (а нас было много), играли и резвились, как все дети на свете.

Многие старожилы дома вспоминают, как бегали детьми на речку, на запань, где сейчас подвесной мост, к монастырю, катались на плотах: река была от берега до берега заполнена брёвнами, весной – на льдинах. Восторгались ледоходами и разливами Мсты. На железнодорожной станции, что неподалёку, лакомились дурандой – жмыхом семечек из подсолнечного масла. Дуранда пластинами лежала у вагонов «в свободном доступе», запылённая, с остатками кожуры семечек, но очень ароматная.

Рядом была школа. Клуб с кинозалом, хорошей библиотекой, детскими и взрослыми студиями – духовым и эстрадным оркестрами, ТЮЗом, мастерской художников и танцоров. Все кружки были бесплатными, и многие дети с улицы Ленинградской их с удовольствием посещали. Руководили ими мастера «из бывших», то есть сосланных из Ленинграда за 101-й километр – художник Елена Гренфельд, хореограф Владимир Фремон, режиссёр театра Евгения Горбачёва – все они оставили после себя учеников. Рядом – стадион «Металлург», где пацаны играли в футбол, занимались лыжами и боксом.

– Дом был дружный – не разлей вода, продолжает моя собеседница, никакого разделения на детей простых рабочих и детей начальства не было – играли вместе. В квартирах попросторнее устраивали новогодние ёлки для всех. Взаимопомощь была обычным делом. Часто подкармливали друг друга, угощали в праздники пирогами.

Этот дом определил и мою судьбу. Я вышла замуж за внука главного инженера «Красного керамика» Богдановича. Сейчас в нашей семейной квартире живёт мой сын…

В этом доме выросли династии огнеупорщиков, людей, оставивших яркий след в истории предприятия. Здесь 27 лет жил его директор Михаил Устинович Конарев, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Боровичей. С его именем связано послевоенное восстановление и реконструкция комбината – крупнейшего огнеупорного производства страны, появление в городе голубого топлива – газа, когда комбинат перестал коптить небо города угольной гарью. При Конареве комбинат строил дома, школы, детские сады, мостил улицы огнеупорной плиткой, благоустраивал город…

Здесь прошло детство нынешнего председателя совета директоров АО «Боровичский комбинат огнеупоров» Вячеслава Сакулина. Его отец, Яков Фёдорович Сакулин, фронтовик, был начальником 4-го цеха. Дом хранит память о Георгии Ивановиче Бабиче, одном из руководителей энергетической службы комбината (благодаря оставленным им воспоминаниям, мы много знаем об истории дома). Здесь жил главный механик комбината Вениамин Исаакович Гершкович. Его сын Игорь помнит, что в застеклённой галерее была парикмахерская, где их с братом Юрием подстригал мастер Карл Инце… Помнит дом и Абрама Борисовича Гутмана, главного инженера комбината в 1960-70-е годы, умного и талантливого руководителя, фронтовика, награждённого орденом Великой Отечественной войны I степени. Он, как и Конарев, оставил о себе добрую память…

Здесь жили военный летчик Герой Советского Союза Александр Яковлев, заслуженный врач РСФСР подполковник медицинской службы Арон Бимиц, главные инженеры комбината кавалеры многих орденов Сергей Еремеев и Иосиф Богданович, руководители подразделений Борис Потемин и Михаил Дерновский, директор комбината в брежневские годы Петр Орехов…

* * *

В 1990-е дом перешёл от комбината в ведение городского хозяйства и потихоньку стал разрушаться, дойдя сегодня до аварийного состояния...

Сейчас замечательный фасад дома скрыт от глаз хаосом разросшихся тополей, здание требует ремонта.

Константин ЯКОВЛЕВ.

Основатель паблика MCMXXXV

Советская архитектура периода 1930–50-х уникальна. Я не пытаюсь выставлять той эпохе оценки, плоха она или хороша, она была, и о ней надо знать. А чем больше мы знаем, тем легче нам самостоятельно разбираться в вопросах истории, культуры и искусства».

Школа №518


Садовническая наб., 37, архитектор - И.А.Звездин, 1935 год

Фотография: dic.academic.ru

Экспериментальная школа на Садовнической набережной была спроектирована архитектором Иваном Звездиным в начале 1930-х как большой школьный комбинат, рассчитанный на 600 учащихся, со спортивными площадками и мастерскими.

Фасад школы является характерным примером переходного стиля середины 1930-х: остекление и большие круглые окна-иллюминаторы остались в наследство от конструктивизма, однако они сочетаются с легкой колоннадой на уровне второго и третьего этажей, характерной уже для сталинского ампира.

В 1996 году школу хотели снести ради строительства нового здания. Однако после историко-архитектурного обследования, проведенного по инициативе теоретика советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, школа получила статус выявленного памятника архитектуры. В 2002 году здание пережило масштабную реконструкцию с сохранением исторического фасада и некоторых интерьеров.

Дом ИТР НКТП


Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор - Д.Д.Булгаков, 1935 год

Фотография: pastvu.com

У жилого дома на Большой Сухаревской площади интересная история. Первоначальный проект здания был разработан в 1930 году немецким архитектором Ремеле в духе популярного в то время конструктивизма для расселения высшего состава Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Однако вскоре конструктивизм оказался в опале, что отразилось на вкусах правящей элиты. Строгий, аскетичный фасад уже не устраивал заказчика в лице НКТП, поэтому архитектурно обогатить уже построенную коробку здания позвали молодого и амбициозного архитектора Дмитрия Булгакова. Он декорировал здание карнизами, кронштейнами и консолями, угол здания на уровне последнего этажа выделил башней с колоннадой. Фасад по Ананьевскому переулку украсила декоративная аркада. Основные работы по реконструкции здания завершили к концу 1935 года. Несмотря на преимущественно негативную оценку современников за излишнюю бутафорию, жилой дом ИТР НКТП СССР является одной из самых неординарных московских построек 1930-х и своеобразным памятником творческим поискам нового стиля.

Подстанция Московского метрополитена

Здание центральной тяговой подстанции Московского метрополитена построили на Большой Никитской улице в 1935 году по проекту профессора Даниила Фридмана, который в то время руководил 5-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Особый интерес представляет фасад здания, характерный для творчества Фридмана в 1930-е годы. Архитектор придумал необычное остекление и некоторые детали на фасадах. Ниши антаблемента украшали уже утраченные стеклянные светильники, а под карнизом располагалась подсвечивающаяся надпись «Мосметро». Это здание Илья Ильф в своих «Записных книжках» назвал «вдохновенным созданием архитектора Фридмана».

Жилой дом ударника НКПС

В 1935 году Краснопрудную улицу включили в состав проектируемой магистрали, соединяющей проспект Дворца Советов и Кировский проспект по Генеральному плану реконструкции Москвы.

Жилой дом ударника Народного комиссариата путей сообщения СССР - первый в многоэтажной застройке Краснопрудной улицы. Проектированием здания занимался молодой Зиновий Розенфельд, ставший впоследствии одним из крупнейших советских архитекторов жилищного строительства.

Розенфельд хотел, чтобы здание производило впечатление гигантской постройки, поэтому украсил фасад кессонами, которые в массе должны были передать это ощущение. Небольшую часть стены архитектор намеренно оставил пустой - чтобы фасад выглядел динамичным. Розенфельд работал с освоением архитектурного наследия очень осторожно, не допуская прямого копирования тех или иных приемов и элементов стилей прошлых эпох.

Фрунзенская АТС


Фотография: wikipedia.org

Здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района на Зубовской площади построили в 1935 году по проекту Касьяна Соломонова. На рубеже 1920–30-х индустриальные сооружения играли важную общественную роль, олицетворяя собой технический прогресс, поэтому их виду уделяли особое внимание. Главный фасад здания симметричный и простой. Боковые стены декорировали популярными в 1930-е кессонами. А на нижнем этаже - стеклянные эркеры, наследие уже почти забытого конструктивизма.

Здание Метростроя

Новокировский проспект (ныне проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых - здание Центросоюза легендарного Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1936 году по проекту Даниила Фридмана построили комплекс зданий Метростроя. Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль Метростроя в жизни Москвы 1930-х. Сооружение так понравилось наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внес в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано еще до войны. 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания до середины 1980-х - тогда они стали разваливаться и их демонтировали.

Жилой дом Военной академии РККА


Фотография: pastvu.com

Илья Голосов в 1920-х получил признание как талантливый конструктивист, однако именно он стал одним из первых архитекторов, начавших глубокий поиск нового стиля в 1930-е. Ярким примером творческих экспериментов Голосова над большой архитектурной формой является жилой дом Академии РККА на Яузском бульваре, построенный в 1936 году. Несмотря на то что само здание классическое, архитектурно-декоративные детали выполнены в другом стиле: колоннада, пилястры, консоли и венчающий карниз намеренно абсолютно непохожи на классические прототипы.

Военная академия РККА им. Фрунзе

Архитектурный конкурс на проект Военной академии РККА им. Фрунзе прошел в 1931 году. Победителем стал представитель ленинградской школы Лев Руднев. Выбор его монументального проекта среди большинства конструктивистских работ обозначил сдвиги в архитектурной жизни СССР. Здание академии характерно для романтического творчества Руднева. Основная мысль композиции - мощь и величие Красной Армии. Прямоугольный объем монументального здания возвышается над высоким глухим стилобатом. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, по проекту Руднева должен был выситься мощный силуэт танка, однако временный деревянный макет демонтировали во время войны, а сейчас на его месте стоит БМП, установленная в конце 1990-х. Фасад здания геометрически расчленен на кессоны. Фасад с одинаковыми членениями и симметрией вызывает ассоциацию с построением военной колонны. В этом сила художественного образа и основная удача замысла архитектора.

Северный речной вокзал


Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год

Фотография: РИА Новости

Канал Москва - Волга (ныне им. Москвы), запущенный в эксплуатацию в 1937 году, сделал столицу портовым городом. По каналу стали проходить не только грузопассажирские линии, но и популярные туристические круизы. В том же году на берегу Химкинского водохранилища по проекту архитектора Алексея Рухлядева соорудили Северный речной вокзал - новое лицо Москвы на воде. Вдохновляясь архитектурной итальянского Ренессанса, Рухлядев спроектировал здание вокзала в образе круизного теплохода: это выражает не только форма здания, но и легкость самого сооружения. Двухъярусная галерея по всему периметру придает постройке воздушность и переходит в ступенчатую башню, увенчанную шпилем с пятиконечной звездой, которая в 1935–1937 годах украшала Спасскую башню Московского Кремля.

Здание являлось не только вокзалом, но и местом отдыха. Крыша использовалась в качестве террасы ресторана, с которой открывался живописный вид на водохранилище. К сожалению, сейчас выдающееся сооружение 1930-х находится в безобразном состоянии и уже несколько лет ожидает ремонта.

Кинотеатр «Родина»


Семеновская пл., 5, архитектор - В.П.Калмыков, 1938 год

Фотография: www.arhplan.ru

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал постройку в Москве в течение десяти лет пятидесяти кинотеатров. Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади был построен одним из первых. За основу проекта приняли вариант типового кинотеатра, разработанный архитектором Виктором Калмыковым. Однако автор внес в свой типовой проект ряд изменений, чтобы здание выглядело более парадным. Портал главного входа украсило панно из керамических плиток, а боковой фасад - балкон в духе итальянского Ренессанса. Открывшийся в 1938 году кинотеатр до сих пор выполняет свою функцию, а в фойе сохранился первозданный интерьер.

Жилой дом Наркомлеса и Большого театра - массивное восьмиэтажное здание, расположенное на между Мамоновским и Благовещенским переулками.

Фактически здание представляет собой 2 объединённых жилых дома, построенных в разные годы по проекту архитектора Андрея Бурова: его правая часть построена в 1933-1936 годах по заказу Наркомлеса под квартиры для инженерно-технических работников ведомства (в соавторстве с А. Криппа, Е. Новиковой, Р. Семерджиевым), левая - в 1946-1950 годах по заказу Большого театра под квартиры для его артистов и сотрудников (в соавторстве с Р. Блашкевич, Л. Степановой).

Внешний облик здания отражает его историю и содержание: хотя 2 части дома выполнены в единой стилистике и завершаются одним массивным карнизом, их декоративное оформление различается. В первую очередь это заметно на главном фасаде, который разделён на 2 неравные части вставкой с резными трёхчастными арками.

Более протяжённая правая часть (дом Наркомлеса) украшена росписями в стиле сграффито работы художника Владимира Фаворского; росписи изображают работников лесной промышленности: лесорубов, строителей и рабочих лесопилки, лесников, а также природные пейзажи с растениями, животными (куницами) и птицами. Проходная арка с воротами обрамлена орнаментом с растительным мотивом (снопы, цветы и ягоды, берёзовые и дубовые листья), внутри неё размещена рельефная керамическая мозаика с изображением семьи рабочих. Над одной из боковых дверей на торце здания сохранилось свидетельство о его предназначении: выполненная в той же стилистике, что и фасадные росписи, надпись "Дом ИТР Наркомлеса".

Менее протяжённая левая часть (дом Большого театра) украшена не так помпезно: вместо росписей на ней размещены однотонные барельефы с изображением театральных масок и кулис. Кроме прочего, фасад украшают пилястры с орнаментом.

История строительства

В прошлом на территории, где был построен дом, существовало 2 обособленных владения: на месте правой части - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, известная с первой половины 17 века и снесённая в 1929 году, на месте левой - усадьба Дмитрия Нарышкина (позднее перешедщая к Дмитриевым-Мамоновым, ещё позже - Глазная больница), построенная в 18 веке по проекту архитектора Матвея Казакова. Когда участок решили расчистить для нового строительства, сносить Глазную больницу сочли нецелесообразным (в отличие от церкви), поэтому в 1940 году её на рельсах передвинули вглубь квартала и развернули на 90 градусов. При этом, так как новое место было ниже старого, ей подстроили один дополнительный этаж снизу, на который и "положили" историческое здание - теперь оно стоит в Мамоновском переулке.

В 1933-1936 годах по проекту архитектора Андрея Бурова на месте Благовещенской церкви по заказу Наркомата лесного хозяйства был построен жилой дом для инженерно-технических работников (ИТР) ведомства, украшенный росписями художника Владимира Флаворского. Левый торец здания оставили глухим, предполагая достройку, однако, в планы вмешалась война: после переноса Глазной больницы в 1940 году на её месте успели лишь начать котлован, и строительство было отложено.

Фото: жилой дом Наркомлеса на Тверской улице, 1936, pastvu.com

После войны к достройке здания вернулись, и в 1946-1950 годах по проекту того же Андрея Бурова на месте Глазной больницы по заказу Большого театра была построена вторая очередь: жилой дом Большого театра, примкнувший к дому Наркомлеса, но визуально отделённый вставкой с трёхчастными арками. Декор второй очереди немного отличался от декора первой: вместо росписей Флаворского его украсили барельефы с театральными масками и пилястры с орнаментом, но в целом он был выполнен в той же стилистике, благодаря чему разновременные части здания выглядят единым массивом.

Однако, внутренняя планировка двух частей здания разительно отличается: если в половине Наркомлеса были спланированы обычные двух- и трёхкомнатные квартиры, то для артистов Большого театра обустроили апартаменты попросторнее, в том числе четырёх- и пятикомнатные квартиры с большими прихожими и широкими коридорами.

В разные годы в здании проживали дирижёры Александр Мелик-Пашаев и Александр Гаук, оперные певцы Соломон Хромченко, Наталья Шпиллер и Елизавета Шумская, драматург Николай Эрдман, скульптор Александр Дейнека и ряд других деятелей искусства, а также сам архитектор Андрей Буров.

В наши дни дом остаётся жилым. Первый этаж занимают различные магазины и салоны.

Жилой дом Наркомлеса и Большого театра находится по адресу Тверская улица, 25/9 - 25/12. Добраться до него можно пешком от станций метро "Тверская" и "Маяковская" Замоскворецкой линии, а также станции "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской.

В Москве огромное множество великолепных роскошных зданий, создающих неповторимый ансамбль города – музея под открытым небом. Архитектурные стили разных эпох можно наблюдать на улицах столицы. Это классические портики с колоннадой, плавные эркеры модерновых балконов, «неорусские» проемы окон и готические башенки по углам домов. Но неизменно внимание пешехода привлекают два московских дома с невероятной красоты резными узорами по фасаду.

Один из них москвичи прозвали «домом со зверями». Все удивляются и гадают, что же это за дом? Сейчас в нижнем этаже дома расположен аквариум, и люди тем более ассоциируют эту постройку с чем-то «звериным». Однако, дом этот был построен в 1908–09 гг. как доходный для людей Церкви Троицы на Грязех , которая находится на улице Покровке и в настоящее время восстанавливается. Проект дома был разработан архитектором Львом Людвиговичем (Леон Войцех) Кравецким при участии инженера-строителя Петра Карловича Микини. Оба они происходили из поляков, но учились и работали в России. Деньги на постройку дома были выделены купеческой семьей Оловянишниковых , члены которой были попечителями и ктиторами этой церкви и жили на Покровке. Семья владела известной до революции фабрикой церковных изделий, на которой изготавливались изделия из золота, серебра, бронзы, дерева, парчовые облачения.

В начале 20 века в московской архитектурной практике вошло в моду обращение к древнерусским мотивам старины, и архитектор Кравецкий задумал украсить фасад дома сказочными барельефами . За эскизы будущих украшений взялся известный архитектор, дизайнер и художник Сергей Иванович Вашков . Образцами для фантастических животных, птиц и деревьев послужили художнику барельефы Дмитриевского собора во Владимире , который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Но художник не просто скопировал эти древние рисунки, а создал на их основе уникальные неповторимые мифические образы немыслимых львов, грифонов, единорогов и других сказочных существ. Хотя более древние изображения диковинных зверей можно и сейчас увидеть на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.


Георгиевский собор Юрьев-Польский

Дом изначально был построен в три этажа — на первом этаже жили прихожане церкви, а два других предназначались для сдачи внаем и получения прибыли. Когда в советские годы дом превратился в коммуналку, то в 1945 году в нем достроили еще два этажа под жилье. Сейчас на нижних этажах дома располагается Морской аквариум-океанариум, магазин антикварной книги «Русский Библиофил», а на других этажах «Апарт Хостел» и жилые квартиры. С подробной историей церкви Троицы на Грязех , удивительной иконой «Три радости» и необычном «доме со зверями» вы сможете познакомиться .

Другой необычный дом, прозванный москвичами «кружевным» или «ажурным» , находится на Ленинградском проспекте (д. 27). Он был построен в 1940-1941 годах по проекту архитекторов А. Бурова и Б. Блохина. Незадолго до войны эти архитекторы возвели три серии крупноблочных домов из бетонных блоков. Этот дом был третьим и самым лучшим в этом эксперименте, так как в то время бетон нужен был тогда стране на строительстве заводов и укрепительных сооружений, и из бетонных блоков жилые дома массово не строились. Дом был возведен перед самой войной и фактически явился образцово-показательным началом советского крупноблочного строительства , так как в нем были применены блоки максимального размера, высотою в целый этаж, которые остаются таковыми и в наше время.

Метод сборного строительства из бетонных блоков заводского изготовления позволил ускорить, удешевить и механизировать строительный процесс жилого дома. Но наряду с началом, так называемого массового «блочного строительства», этому дому повезло — он был украшен по фасаду красивейшим ажурным узором с растительным орнаментом по эскизам художника В. Фаворского. Ажурные решетки, выполненные из бетона, установлены на кухонных окнах, выходящих на Ленинградский проспект, потому что эта сторона является теневой. Именно в этом доме впервые в СССР индустриальные бетонные блоки были применены как конструктивные и в то же время как декоративные элементы здания. Такая новая система компоновки блоков в 1955 году была утверждена Госстроем СССР для применения в массовом строительстве, но в итоге подобные дома в серию пущены не были. А жаль…

Помимо новаторства в строительстве дома, здесь была введена новая система внутренней планировки квартир. Дом состоял исключительно из небольших квартир, предназначенных для проживания одной семьи. Внутри дома планировали расположить кафе и детский сад. В планировке дома была заложена идея общественного проживания: там был только один лифт, две светлые лестницы, все помещения обслуживающего персонала выходили в вестибюль единственного подъезда. Сейчас это также жилой дом с магазинами и банком на нижнем этаже. Общая площадь типовой двухкомнатной квартиры с изолированными комнатами 55 метров, площадь кухни аж 14 метров, да еще и с таким ажуром на окне!

«Музыкально-лесной дом» на Тверской улице. Выдающийся архитектор Андрей Константинович Буров жил на Тверской улице в доме 25, построенном по собственному проекту в 1936 году. Этот дом был удостоен премии Моссовета как один из лучших домов в Москве. Он очень необычно выделяется среди всей монументальной застройки советского периода на этой улице и напоминает своими внешними элементами итальянские палаццо с арками и росписями. К тому же он и строился необычно, двумя частями и для разных заказчиков. Левая часть дома со стороны Тверской была построена первой в 1936 году по заказу Наркомлеса. Поэтому она украшена многочисленными росписями на лесную тему в технике сграффито по эскизам Владимира Андреевича Фаворского. Недавно прямо перед этим домом с угла Благовещенского переулка снесли палатки с магазинами, в результате чего образовался уютный зеленый скверик. А самое главное открылся фасад дома с этой стороны, где над входной дверью можно прочесть уникальную надпись «Дом ИТР Наркомлеса» . Кстати, именно на месте этого сквера и этой части дома находилась до 1929 года церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, давшая название переулку.

Жилые дома для ИТР ГПЗ August 27th, 2014

Пост написан Марией Салий в Архитектура 1930-х в Саратове. Жилые дома для ИТР ГПЗ

Пятиэтажный жилой дом №28 на улице Горького - одно из наиболее заметных зданий, построенных в предвоенное время.

Так выглядел дом на улице Горького после окончания строительства.

В книге "Саратов", изданной Гос. издательством архитектуры и градостороительства в 1951 году оно отмечено особо:"Выстроенный в 1939 -1940 гг. по проекту архитектора С.П. Крамида на ул. Горького жилой пятиэтажный дом подшипникового завода привлекает внимание своей лаконичностью и выразительностью форм. Особенно хорошо решён мощный венчающий карниз. Фасад, отделанный терадитовой штукатуркой тёплых тонов, украшен настоящими и ложными балконами, придающими зданию, поставленному на теневой стороне улицы, оживлённый вид. Оно хорошо и выгодно воспринимается с улицы Дзержинского, на оси которой находится" (Бондарь Н.А., Стешин И.Н. Саратов/ под общей редакцией А.И. Осятинского. - Москва: Гос. изд-во архитектуры и градостороительства, 1951. - С.83).
Так выглядел дом в конце 1940-х - начале 1950 гг. Фотография из той же книги.

Более поздняя фотография.

В новом доме завода шарикоподшипников (на ул. М. Горького) были открыты ателье индивидуального пошива и мастерская артели «Вышивка». (Новые магазины в Саратове//Коммунист. - 1940. - 10 октября.) Ателье просуществовало с 1940 года до недавнего времени. Сейчас дом выглядит так:

Вид со стороны двора:

В Заводском районе находятся есть ещё два дома ИТР подшипникового завода, построенные во второй половине 1930-х гг. Оба они включены в список объектов культурного наследия города Саратова. Это дома №51 и №53 по пр. Энтузиастов.
Интересно, что в газетах за 1937 - 1938 гг. есть фотографии, отражающие этапы строительства домов или одного из них (оба дома построены по одному проекту). Искала я их по этой фотографии из газеты "Коммунист" за 15 декабря 1937 г.и даже сумела найти.

Впоследствии удалось обнаружить фотографии за 1938 г., которые подтвердили догадку.

В настоящее время дома выглядят так. Жилой дом ГПЗ (1937 - 1938), пр. Энтузиастов, 51.

Жилой дом ГПЗ (1937 - 1938), пр. Энтузиастов, 53

В 1930-е годы были построены и другие дома для работников ГПЗ. Может, кому-нибудь известно, где они находились и сохранились ли в наше время?

Фотография из газеты "Коммунист" за 29.03.1938 г.

Недавно удалось получить новые материалы об этих зданиях.

Дома для рабочих ГПЗ были построены в 1935 году без соблюдения пожарных правил. Инженер-электрик конторы Заводстроя Канцедалов сообщал:"Вместо 12 метров расстояние между домами только 4-5 метров. В случае пожара одного дома загорятся и другие"(1). Вероятно, по этой причине они были впоследствии снесены.