Способы защиты трудовых прав в российской федерации. Способы защиты трудовых прав и свобод. Самостоятельная защита трудовых прав

Одним из наиболее частых нарушений прав наемных сотрудников является неоплата сверхурочных часов работы, а также нарушения в расчете, в том числе, и персональных коэффициентов при формировании оплаты труда.

Кроме того, необходимо выделить также и такие нарушения, как многочисленные переработки , которые, в результате, ведут к ухудшению качества оказываемых услуг. Эти нарушения наиболее распространены в среде медицинских и фармацевтических работников или тружеников социального плана.

Так же, в этой же сфере чаще всего наблюдаются, как бы странно это не казалось, нарушения санитарно-гигиенических условий труда (к которым относятся как многочисленные переработки персоналом, так и несоблюдение правил гигиены, четкие требования к которым установлены специальными профессиональными регламентами).

Говоря о нарушениях прав трудящихся, необходимо отметить также и то, что далеко не все работодатели стремятся поддерживать участие своих сотрудников в различных профессиональных объединениях , а зачастую даже препятствуют этому.

Это также необходимо рассматривать как ущемление или нарушение именно трудовых прав работников, так как в Трудовом Кодексе () четко зафиксировано, что трудящиеся, в частности работники медицинской и фармацевтической отрасли, кто участвует в подобных объединениях имеют на это полное право и это одна из основных свобод.

О других правах работника и основных принципах правового регулирования трудовых отношений подробно говорится в и и , в которых рассказывается о правах и обязанностях работодателя и сотрудника.

Так что же делать, если права были нарушены? Ответ однозначный – защищать их. И для этого существуют разные способы и принципы.

Варианты защиты

Такое явление как — защита трудовых прав работников трудовое право (ТК РФ статья 352) определяет перечнем процедур или действий которые работник может осуществить и самостоятельно и прибегая к помощи компетентных организаций , в зависимости от степени тяжести нарушения.

Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

И так в случае, если права работников начальник весьма активно нарушает, у самих сотрудников есть несколько законных вариантов защиты, основные из которых:

  • cамозащита (понятие «самозащита» означает юридические действия, направленные на защиту нарушенных собственных трудовых прав без привлечения сторонних организаций);
  • обращение в профсоюзы с целью поиска помощи у имеющихся там специалистов;
  • взаимодействие с Государственной инспекцией по охране прав трудящихся (по-другому эта организация называется трудовой инспекцией или федеральной инспекцией труда);
  • обращение в судебные органы.

Если рассматривать каждый из этих вариантов по отдельности, то необходимо отметить, что, обращение в суд, как и в органы Прокуратуры РФ является крайней стадией в разрешении трудовых споров, к которой прибегать необходимо только в том случае, если разрешить возникшие споры иными способами оказалось попросту невозможно .

Самозащита трудовых прав работников, как уже говорилось выше, не предполагает привлечение каких-либо сторонних организаций работником в целях разрешения трудовых споров.

Такой способ возможен в том случае, если затронуты права одного конкретного специалиста и есть возможность разрешить возникшие разногласия путем осуществления переговоров с руководителем или его уполномоченными представителями.

В профессиональные союзы происходит обращение в том случае, если урегулировать напрямую путем переговоров возникшие разногласия не удалось и человек остался социально не защищенным.

Причем это может быть обращение как к представителям профсоюза в конкретной организации , так и на более высоком, межорганизационном уровне. Здесь уже происходит тщательный разбор конкретной сложившейся ситуации с исследованием первопричин ее возникновения.

О правах профсоюзных организаций наблюдать за охраной прав работников говорится в .

Однако, решения профсоюзных органов в согласии с ст. 371 ТК РФ носят не обязательный для исполнения характер, а скорее рекомендательный , так как такие органы не наделены властными полномочиями, в отличие от трудовых инспекций.

Статья 371 ТК РФ. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Трудовые инспекции , что очевидно из ст.355 ТК РФ, это уже более высокая служба, если говорить об иерархии в структуре органов, нацеленных на защиту трудовых прав сотрудников тех или иных организаций, ступенями защиты.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Их решения, направленные на восстановление ущемленных интересов работников, носят уже характер не просто рекомендаций , в отличие от решений принятых профсоюзом. В случае, если работодатель решил отказаться выполнять вынесенное представителями трудинспекции решение, то работник при поддержке таких представителей может обратиться в суд для восстановления своих нарушенных прав.

Судебное рассмотрение трудовых споров встречается, как ни странно, достаточно часто в настоящее время. Связано это, в первую очередь, с тем, что обращение в эту инстанцию подать проще всего, а также с тем, что постановление, вынесенное судьей, для исполнения работодателем будет обязательным . В противном случае последний может понести большие штрафы .

Однако процесс рассмотрения возникших трудовых споров в судах различных уровней весьма длительный. Именно по этой причине обращение в эту инстанцию необходимо рассматривать как крайний вариант борьбы за свои нарушенные права (например при банкротстве работодателя, если он отказывается компенсировать труд подчиненных).

Длительность рассмотрения здесь связана с целым рядом причин:

  • во-первых, большая загруженность самих судов и судей, которые дела рассматривают;
  • во-вторых, процедура тщательной проверки всех предоставленных документов с целью пресечения возможности возникновения судебной ошибки.

Кроме того, обращение в суд еще влечет за собой и определенные материальные расходы для работника в виде оплаты государственных пошлин, в том числе и за заверение копий материалов, предоставляемых вместе с исковым заявлением для подтверждения своей правоты.

И все же ситуаций, когда без обращения в суд не обойтись, достаточно. Причины по которым работник может обратиться в эту инстанцию перечисляются в статье 391 ТК РФ.

Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
  • об отказе в приеме на работу;
  • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Необходимые документы

Только в случае попытки самозащиты своих нарушенных трудовых прав работник может обойтись только написанным собственноручно заявлением или претензионным письмом на имя руководителя, в котором предоставит свою аргументированную позицию с доказательством выявленного нарушения.

В остальных случаях необходимо говорить о целом ряде документов , которые необходимо предоставить в соответствующий орган, который защищает нарушенные интересы.

К такому пакету документов будут относиться:

  • заявление с просьбой о рассмотрении соответствующей жалобы (в случае судебного рассмотрения речь идет об исковом заявлении с подробным описанием возникших обстоятельств);
  • заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, подтверждающие факт найма соответствующим работодателем;
  • заверенная копия должностной инструкции , в которой четко зафиксированы трудовые права и обязанности работника на конкретной должности;
  • заверенная копия приказа о назначении на конкретную должность с возложением соответствующих обязанностей на работника.

Остальные необходимые документы трудовая инспекция, а также суд, запросят самостоятельно в случае необходимости .

К таким документам могут относиться приказы о поощрении , дисциплинарных взысканиях в отношении работника, характеристики обратившегося сотрудника с предыдущих мест работы.

Все это направлено на формирование целостной картины личности обратившегося с целью выявления возможных скрытых мотивов недобросовестного поведения самого работника.

Главным документом, на основании которого происходит рассмотрение жалобы работника на нарушения его трудовых интересов, является заявление .

К его составлению есть определенные требования, которые необходимо учитывать с целью полного и грамотного рассмотрения дела по существу. В качестве таких требований следует отметить:

  • полные паспортные данные самого заявителя, в которые будут включены как фамилия, имя и отчество, так и дата рождения и адрес регистрации (дата рождения необходима в целях установления возраста работника, с которого он приступил к выполнению своих трудовых обязанностей и определения права заниматься этими обязанностями);
  • сведения о том, в какое время и на каких условиях заявитель поступил на работу (или службу) в конкретную организацию, а также информация о том, какой трудовой стаж на этот момент у него уже имелся;
  • подробное описание обстоятельств (с указанием ссылок на приложенные документы), в которых, по мнению самого заявителя произошло нарушение его трудовых прав и интересов (возложение обязанностей, несоответствующих квалификации, с последующим вынесением дисциплинарного взыскания, нарушение закона о защите персональных данных и т.д.);
  • информация о том, каким образом были нарушены его трудовые интересы и трудовые права (например,при увольнении за отказ от исполнения обязанностей по уборке помещений мастер фармакологического производства, в чьи должностные обязанности такая уборка не входит).

Если речь идет об исковом заявлении, то здесь необходимо будет также указать, какие требования заявитель выдвигает в отношении своего работодателя (восстановление на работе в той же должности и на тех же основаниях, на которых трудился до увольнения, если был уволен; выплата моральной и материальной компенсации и т.д.).

О том, что по общему правилу, должно содержать исковое заявление говорится в ст.125 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Статья 125. Форма и содержание искового заявления

1. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

3. Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В исковом заявлении, в случае обращения в суд, сама исковая часть является обязательной (то есть, если работник решил обратиться в суд с целью «напугать своего работодателя» и ничего с него требовать не будет, то такое заявление суд отклонит без рассмотрения).

Говоря об оформлении искового заявления, необходимо помнить о том, что его надо будет правильно направить в соответствующий судебный орган с целью избежать его «хождения» по различным подразделениям.

По общему правилу рассматривают дела об ущемлении трудовых прав суды общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве, а подается заявление по месту нахождения ответчика , то есть непосредственно работодателя (за исключением случаев, если у предприятия или организации имеется ряд филиалов , и ущемление прав произошло в филиале – в этом случае подача иска будет осуществлена по юридическому адресу самого филиала).

В какой именно судебный орган территориально необходимо будет подавать заявление, можно уточнить на сайтах судов в области или крае, где есть перечисление всех адресов , с которыми тот или иной территориальный орган работает.

При подаче искового заявления обязательно необходимо будет уточнить информацию об оплате государственной пошлины (так как в некоторых случаях ее должен будет оплатить сам заявитель , то есть истец, а в иных такая обязанность будет возложена на ответчика , то есть работодателя).

Квитанция должна быть приложена непосредственно к самому заявлению.

На основании всех перечисленных сведений орган, в котором будет происходить рассмотрение жалобы, опираясь не только на информацию, предоставленную в заявлении, но и на приложенные документы , будет выносить свое решение.

Если права не нарушены

К сожалению, не редки случаи, когда самими работниками , желающими извлечь, в том числе, и материальную выгоду от возникающих различных спорных ситуаций, начинается вестись не совсем честная игра и они пишут заявления о несуществующих нарушениях своих трудовых прав со стороны своих нанимателей.

В этой ситуации, когда закон не нарушен, ущемленными оказываются права уже самих работодателей . Как же им защитить себя в таком случае и куда обращаться?

Причем это должно касаться не только приказов о назначении на должность и возложении обязанностей, но и о различных поощрениях , наложении дисциплинарных взысканий , оформлении совместительства и иных юридически значимых действиях, осуществляемых в отношении сотрудников, нанятых в организации.

Такой скрупулезный подход является основным способом обезопасить себя от разных неприятностей.

Если же сотрудник пытается необоснованно обвинить работодателя в ущемлении собственных интересов, работодатель вправе подать встречную жалобу или исковое заявление в соответствующие органы, предоставив документальное подтверждение собственной правоты.

Тогда, в этом случае можно добиться того, чтобы нечестный работник сам нес ответственность за неправомерные действия (подробнее об ответственности работника и работодателя при нарушениях требований охраны труда мы рассказываем в ).

Если говорить об органах, в которых должна происходить защита нарушенных прав работодателей, то здесь возможна судебная защита и трудинспекция, так как только в этих двух органах работодатель сможет в полной мере доказать свою невиновность в нарушении тех или иных прав работников.

И, как уже говорилось выше, для осуществления такой формы защиты необходимо будет использовать только задокументированные доказательства , а именно все распоряжения, приказы и иные кадровые материалы.

Говоря о современной ситуации на рынке труда, необходимо отметить, что количество зарегистрированных нарушений трудовых прав сохраняется достаточно большим , несмотря на всевозможные попытки исправить такую ситуацию со стороны законодательства.

Однако, по сравнению с прошлыми периодами, возросло количество взаимных ущемлений, когда страдают не только работники, но и сами работодатели.

Трудовой кодекс РФ (ст. 352) содержит перечень основных способов защиты прав и свобод. К ним относятся:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав и свобод;

4) судебная защита.

Законодатель самозащиту работниками трудовых прав и свобод ставит на первое место, но эта психологическая установка пока еще вопрос будущего. Основная масса работников в России считает, что в нашей стране с ее прочно укоренившимися традициями государственного управления, наиболее надежной должна быть защита, которую обеспечивает государство в лице своих органов (Федеральной инспекции труда; органов, осуществляющих надзор за соблюдением условий труда и безопасности в ряде отраслей промышленности; федеральных органов надзора России).

Государство принимает на себя защиту интересов обеих сторон трудовых отношений в той сфере, которая сопряжена, как правило, со значительными материальными затратами, поскольку создание безопасных условий труда, организация надлежащего уровня охраны труда на предприятии, снижение уровня профессиональной заболеваемости требуют значительных финансовых затрат на обновление и совершенствование основных производственных фондов. В связи с этим ст. 226 ТК РФ определяет, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется путем разработки и реализации целевых программ (федеральных, отраслевых, территориальных), финансируемых из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, штрафов, взимаемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, добровольных взносов организаций и физических лиц.

Защищать интересы работника в сфере профессиональной деятельности призваны профсоюзные организации. Однако их деятельность распространяется преимущественно на лиц, являющихся членами профсоюзов, или на тех работников, кто, не будучи членом профсоюза, уполномочил профсоюз представлять его интересы.

Механизм самозащиты пока плохо отработан и не укоренился в сознании работников, а вот способ судебной защиты находит всё большее применение гражданами.

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.



В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

В случае, если работодатель либо его представители настаивают на использовании труда работника на рабочем месте или в условиях труда, которые не предусмотрены трудовым договором с ним и в которых работник отказывается выполнять трудовые функции, он может начать процедуру индивидуального трудового спора, обратиться по поводу его рассмотрения в комиссию по трудовым спорам или в суд (ст. 382 ТК РФ).

Новая редакция Ст. 352 ТК РФ

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Комментарий к Статье 352 ТК РФ

Трудовой кодекс относит к основным способам защиты трудовых прав и законных интересов работников:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

Самозащита работниками своих трудовых прав.

Если указанные способы оказались недейственными, то работники вправе обратиться за разрешением соответствующего трудового спора в комиссии по трудовым спорам или суды.

Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство понимает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно статье 385 Кодекса индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Суды рассматривают индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам. Впрочем, в суд можно обратиться и минуя комиссию по трудовым спорам. Кроме того, инициатором может стать и прокурор, если решение упомянутой комиссии не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Другой комментарий к Ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Под защитой права обычно понимается устранение препятствий в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим нарушением ущерба. В понятие защиты субъективных трудовых прав и свобод включается и деятельность уполномоченных государственных органов, а также профессиональных союзов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав и свобод. Защита трудовых прав работника, таким образом, представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.

2. О самозащите работниками трудовых прав см. ст. ст. 379, 380 ТК РФ и комментарий к ним.

О защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами см. гл. 58 (ст. ст. 370 - 378) ТК РФ и комментарий к ней.

О государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства см. гл. 57 ТК РФ (ст. ст. 353 - 369 и комментарий к ним).

3. Судебная защита трудовых прав и свобод осуществляется путем обращения в органы по рассмотрению и разрешению трудовых споров, а также путем обжалования в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих трудовые права граждан.

Обращение работников в органы по разрешению трудовых споров и принятие этими органами соответствующих решений есть наиболее эффективный и демократичный способ защиты прав и законных интересов работников. О рассмотрении и разрешении трудовых споров см. гл. 60 и 61 ТК РФ (ст. ст. 381 - 418 и комментарий к ним).

Защита трудовых прав и свобод возможна на основе законодательного их закрепления, самозащиты работниками трудовых прав и свобод, расширения судебной защиты, использования государством административно-организационных мер контроля (надзора) и привлечения к ответственности виновных лиц и защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Все эти меры в комплексе образуют определенную систему, направленную на обеспечение реализации трудовых прав и свобод, соблюдение трудового законодательства и восстановление нарушенных прав.

В Российской Федерации согласно ст. 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом , установлено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Соответственно, в ТК РФ (ч. 1 ст. 352) установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основные способы защиты трудовых прав и свобод, которые предусмотрены законом, указаны в ч. 2 ст. 352 ТК РФ. К ним отнесены:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда. Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор , соглашение или трудовой договор , то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией. Федеральная инспекция труда определена ст. 354 ТК РФ как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Принципы деятельности и основные задачи Федеральной инспекции труда определены в ТК РФ (ст. 355) . Деятельность инспекций и их должностных лиц строится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина , а также принципов законности , объективности, независимости и гласности.

Среди основных задач на первое место выдвинуто обеспечение, соблюдение и защита трудовых прав и свобод граждан , включая право на безопасные условия труда. К задачам также отнесено обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение как работников, так и работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и т.д. Федеральная инспекция труда и ее органы на местах для реализации стоящих перед ними задач наделены соответствующими полномочиями, установленными в ст. 356 ТК РФ. К числу таких полномочий относятся, в частности; осуществление контрольно-надзорной деятельности в области трудовых отношений посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях ; обобщение и анализ причин нарушений трудового законодательства; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и т.д. К правам государственных инспекторов труда и способам выявления правонарушений в сфере труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, иных актов отнесены следующие: беспрепятственно в любое время суток при предъявлении удостоверения установленного образца посещать организации и работодателей - физических лиц в целях проведения инспекции всех работодателей в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления контрольно-надзорных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и другие права, предусмотренные ст. 357 ТК РФ.

В ст. 357 ТК РФ закреплены и положения о формах реагирования указанных инспекторов на выявленные нарушения. К ним относятся: право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях лиц к или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и другие права.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Предписания государственных инспекторов труда носят обязательный характер, а их выполнение согласно ст. 22, 212 ТК РФ является одной из обязанностей, возложенных на работодателя.

Предписание государственного инспектора может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем. Данное положение нередко связано с процедурой принятия локальных нормативных актов работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Если работодатель и указанный орган профсоюза не достигли согласия, возникшие разногласия оформляются протоколом и при принятии локального нормативного акта профсоюз обращается в государственную инспекцию труда, направляя необходимые документы. Гострудинспекция в течение месяца осуществляет проверку и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание, обязательное для исполнения, об отмене этого акта (ст. 372 ТК РФ). При увольнении работника по сокращению численности или штата работников, несоответствию занимаемой должности (работе) вследствие недостаточной квалификации либо неоднократного нарушения трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания государственная инспекция труда при обращении к ней обязана рассмотреть вопрос об увольнении и обоснованности действий работодателя в течение 10 дней. В случае признания увольнения работника незаконным инспекция выдает обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).

В ТК РФ закреплены также обязанности государственных инспекторов труда (ст. 358). При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

На государственных инспекторов труда возложены обязанности сохранять государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну , ставшую известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления занимаемой должности.

Наряду с этим государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (работнике), если проверка осуществляется в связи с обращением этого заявителя (работника), а он возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы .

Порядок инспектирования (проведения проверки) должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 306 ТК РФ). Сообщение в таком случае работодателю сведений о заявителе (работнике) может привести к нарушению его права на защиту и не предотвратит сокрытия фактов нарушения трудового законодательства, если недобросовестный работодатель к этому прибегнет.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (например, уведомление работодателя даст ему возможность скрыть нарушения трудовых прав работника и др.). Данное положение основано на ст. 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ. Порядок инспектирования установлен также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, они независимы от государственных органов , должностных лиц и подчиняются только закону. Трудовым кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (ст. 363 ТК РФ).

Из этого следует, что государственные органы, должностные лица и другие не должны оказывать давление или какое-либо воздействие на государственных инспекторов труда и не могут препятствовать их деятельности.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

Одной из основных обязанностей работодателя является своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и контрольных органов. Это раскрывается также в ст. 212 ТК РФ, в которой определены его обязанности: по предоставлению органам государственного контроля (надзора) информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; по беспрепятственному допуску должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в целях проведения проверки условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по выполнению предписания должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда, согласно ст. 361 ТК РФ, могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

Данный контроль проводится согласно ст. 353.1 ТК РФ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций . Они принимают меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности. При осуществлении надзора за исполнением законов на территории РФ органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников. На акт, нарушающий права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд, а в целях устранения допущенных нарушений прав и свобод граждан вносит представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их. По основаниям, установленным законом, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы.

Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров , соглашений.

Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ , могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Права профсоюзных инспекторов ныне предусмотрены в ТК РФ (ст. 370 и другие статьи ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда (правовые инспекторы правовой инспекции или инспекторы по охране труда технической инспекции) в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов. Они могут проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получать о них полную информацию, а также информацию о состоянии условий труда работников и охраны труда от руководителей и иных должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов также имеют право: защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также правовых актов органов местного самоуправления ; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

Профсоюзным инспекторам предоставлены и другие права, круг которых достаточно широк, так как охватывает возможность их участия в рассмотрении трудовых споров или в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов и др.

Работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ) обеспечить беспрепятственный допуск инспекторов для проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязан предоставлять информацию и документы, необходимые для осуществления полномочий профсоюзными инспекторами труда при проведении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда согласно ст. 212 ТК РФ.

Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие:

  • право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

Рассмотрение представлений соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях, принятие мер по их устранению и сообщение этим профсоюзным органам о принятых мерах являются одной из основных обязанностей работодателя, установленных в ч. 2 ст. 22 ТК РФ, а также в ст. 212 ТК РФ. Работодатель в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений обязан сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения указанного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). Обращение профсоюзного органа может содержать требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ).

Если факты нарушения подтвердились, то работодатель привлекает руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно ст. 195 ТК РФ.

Профсоюзы и их инспекции взаимодействуют с Федеральной инспекцией труда, федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В защите трудовых прав работников определенную роль играет принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников) в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371). Учет мнения в этих случаях установлен в ТК РФ, например ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113, 162, ч. 4 ст. 180, ч. 2 ст. 2, ст. 221, ч. 9 ст. 230 и др.

Большое значение придается участию выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) при расторжении с работниками трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям (п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Статьей 373 ТК РФ установлен порядок учета мотивированного мнения этого профсоюзного органа при расторжении с работником - членом профсоюза трудового договора по инициативе работодателя по указанным основаниям.

Учет мнения профсоюзного органа об увольнении работников происходит в следующем порядке: при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником по одному из указанных оснований работодатель направляет соответствующему выборному органу первичной профсоюзной организации проект приказа об увольнении и документы, являющиеся основанием для принятия решения об увольнении работника. Например, направляются изменение штатного расписания и отказ работника от перевода на другую работу при увольнении по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или решение аттестационной комиссии и соответствующая документация об отсутствии вакансий для трудоустройства при увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ либо копия приказа о дисциплинарном взыскании, ранее объявленном работнику, и докладная записка о допущенном им вновь нарушении трудовой дисциплины , объяснительная записка работника либо акт об отказе дать объяснение при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В течение семи дней профсоюзный орган рассматривает представление работодателя и направляет ему в письменной форме свое мотивированное, т.е. обоснованное определенными доводами, мнение.

Это особенно важно при несогласии с работодателем по вопросу об увольнении работника. В данном случае приобретает значение: 1) срок рассмотрения и направления работодателю мотивированного мнения - в течение семи дней; 2) обоснование принятого мнения; 3) его письменная форма.

Если указанный профсоюзный орган выразил несогласие с увольнением, то он в течение трех дней проводит с работодателем дополнительные консультации. Результаты консультаций оформляются соответствующим протоколом.

В случае когда общее согласие по результатам консультаций не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней может принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право на расторжение трудового договора с работником не позднее одного месяца после получения мотивированного мнения профсоюзного органа.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ одной из основных обязанностей работодателя, как известно, является своевременное выполнение предписания государственных надзорных и контрольных органов.

Государственный инспектор труда имеет право предъявить работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников в соответствии со ст. 357 ТК РФ. Работодатель при несогласии с указанным предписанием имеет право обжаловать его в суд . Обращение в государственную инспекцию труда не является препятствием для работника или профсоюзного органа в осуществлении их права обжаловать увольнение работника непосредственно в суд.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов:

  • проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность;
  • профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока , не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е. сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения;
  • если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим. В случае несогласия работодатель обязан в течение трех дней после получения предложения профсоюзного органа провести с ним дополнительные консультации для достижения соглашения, устраивающего обе стороны, которые должны быть нацелены на сотрудничество в рамках социального партнерства, поскольку взаимные консультации являются одной из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ);

В случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт;

Профсоюзный орган в этом случае вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (гл. 61), указанный локальный нормативный акт может быть обжалован в суд или в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение одного месяца обязана провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного акта, обязательное для исполнения.

Трудовым законодательством установлены гарантии по защите прав работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Гарантии этим работникам основаны на международных актах в области труда. Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) устанавливает, что представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе, или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.) установлено, что для эффективной реализации представителями работников права осуществлять свои функции государства - члены Совета Европы обязаны обеспечивать представителей работников эффективной защитой от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за их общественную деятельность (ч. 1 ст. 28).

В ТК РФ предусмотрены определенные гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ).

Гарантии права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов, согласно ст. 376 ТК РФ, распространяются на руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 ТК РФ). Указанным работникам после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Самозащита работниками трудовых прав

Самозащита как один из основных способов защиты работниками трудовых прав впервые введена в ТК РФ (гл. 58), хотя новым является лишь термин "самозащита". В некоторых случаях работники прибегали к самозащите и до принятия ТК РФ.

Трудовой кодекс не раскрывает понятие (термин) "самозащита". Под самозащитой обычно понимается такой способ защиты прав , при котором работник защищает себя собственными действиями, не обращаясь за помощью в суд или к государственным либо общественным органам. К самозащите работник прибегает при наличии нарушения права или возможности его нарушения. При этом самозащита должна быть соразмерна указанному нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его пресечения.

В целях самозащиты трудовых прав работник согласно ст. 379 ТК РФ после извещения работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором , а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права . Хотя в названии ст. 379 ТК РФ указано на "формы самозащиты", они до конца в данной статье не конкретизируются, поскольку реализация работником права на самозащиту предусмотрена также в отдельных статьях ТК РФ (ст. 142, 219) как способ невыполнения работы, т.е. отказ от нее, если работодателем нарушаются важнейшие трудовые права работника на условия труда, включая заработную плату и охрану труда . Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 379 ТК РФ дополнена ч. 2, устанавливающей, что в целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты установлена в ст. 380 ТК РФ.

Вопрос о самозащите решается работником индивидуально и не имеет отношения к забастовке , которая, как известно, требует коллективных действий.

В ТК РФ предусматривается возможность самозащиты в форме отказа от выполнения работы (приостановка работы) до устранения нарушения права.

Судебная защита.

В целях самозащиты

об отказе в приеме на работу;

в суд

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

Различия:

Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

Профессиональный союз - добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного"требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

Беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

Защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

Принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

Принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Образования и компетенция комиссий по трудовым спорам (КТС).

Статья 384 . Образование комиссий по трудовым спорам.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Статья 385 . Компетенция комиссии по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: (ст352ТК)

Самозащита работниками трудовых прав;

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Судебная защита.

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы.

Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях по аварийно-спасательным, поисково-спасательным, противопожарным работам, работам по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда.

о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения;

об отказе в приеме на работу;

о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.