Должностная инструкция для музейного смотрителя. I. общие положения I. Общие положения

УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (фамилия, инициалы)

(дата)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
____________ № ____

(дата)
Место издания
технику-смотрителю

1. Общие положения

1.1. Техник-смотритель относится к категории специалистов.

1.2. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

техника-смотрителя II категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя не менее 2 лет;

техника-смотрителя I категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя II категории не менее 2 лет.

1.3. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом в установленном порядке.

1.4. В своей деятельности техник-смотритель руководствуется:

1.4.1. нормативными правовыми актами, другими нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

1.4.2. приказами и распоряжениями руководителя организации;

1.4.3. уставом организации;

1.4.4. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.4.5. настоящей должностной инструкцией;

1.5. Техник-смотритель должен знать:

1.5.1. нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы, касающиеся деятельности жилищных организаций;

1.5.2. правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;

1.5.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта жилищного фонда;

1.5.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства Республики Беларусь;

1.5.5. правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

1.5.6. __________________________________________________________.

1.6. Техник-смотритель подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения, в состав которого он входит (иному должностному лицу).

1.7. В случае временного отсутствия техника-смотрителя (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Техник-смотритель осуществляет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации жилищного фонда, санитарного содержания домовладений, своевременное и качественное обслуживание по заявкам жильцов, текущий ремонт закрепленных за ним домов, строений и территорий усадеб;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли, карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т.д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации жилищного фонда;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок жильцов на выполнение необходимого ремонта;

2.6. обеспечивает на вверенном ему участке сбор пищевых отходов и металлолома;

2.7. требует от жильцов и арендаторов нежилых помещений соблюдения договорных обязательств;

2.8. проводит в установленные часы прием населения;

2.9. ___________________________________________________________.

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности организации (ее структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению;

3.4. запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений организации информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.5. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.6. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав;

3.7.___________________________________________________________.

4. Оценка работы и ответственность

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

Руководитель структурного

подразделения

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

С инструкцией ознакомлен __________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

(дата)
_________________________ УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации) ________________________________

(руководитель организации или иное

должностное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)
__________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

И кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского исследования компании Hays, в следующем году 46% работодателей планируют увеличить штат сотрудников. 45% говорят о том, что увеличивать штат не планируют, а будут заниматься только...

Рассказывает руководитель направления Solutions Architecture в AWS EMEA Emerging Markets Александр Ложечкин на своей странице в Facebook. Редакция vc.ru публикует текст с разрешения автора. Успешно пройти собеседование в Amazon очень сложно. Работать, правда, ещё...

Рагхав Харан, работавший в крупных компаниях, в том числе Shutterstock и фонде TrueVentures, написал о том, как можно получить работу, которую хочется, даже если не хватает дипломов и сертификатов, которые требуются от соискателя. Редакция vc.ru подготовила перевод...

Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы Нельзя просто так стать востребованным на рынке специалистом, хотя,...

Мнения работодателей: от каких сотрудников нужно избавляться в первую очередь Объясняют представители Mail.Ru Group, Aviasales, Sports.ru и других компаний. Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group В первую очередь нужно избавляться от токсичных сотрудников....

Менеджер по подбору персонала Amazon Селеста Джой Диаз рассказала о самых больших ошибках, которые допускают соискатели Amazon. Лучшие рекрутеры Google согласны с ней. Они выделили 3 типа резюме и посоветовали, какой лучше. 1. Резюме с должностями. В таком резюме...

Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи приданных технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; порядок использования технических средств безопасности; правила поведения посетителей в музее; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу.
IV. Квалификационные характеристики должностей работников,

занятых в библиотеках
4.1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки,

централизованной библиотечной системы

Должностные обязанности. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки, централизованной библиотечной системы. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учётом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнёрами по договорам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях её развития, регулирование трудовых отношений. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек; основы управления экономикой и финансами; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек; профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки; виды современных информационных технологий; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента; психологию управления; устав библиотеки; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.
Заведующий филиалом библиотеки,

централизованной библиотечной системы
Должностные обязанности . Осуществляет руководство филиалом библиотеки по библиотечно - информационному обслуживанию читателей. Организует разработку перспективных и текущих планов работы филиала библиотеки и контролирует их выполнение. Ведет учет деятельности филиала библиотеки. Обеспечивает работу по обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы обслуживания, справочно - библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов. Принимает участие в комплектовании библиотечных фондов филиала библиотеки. Изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, применяет этот опыт в практической работе. Осуществляет связь с другими библиотеками. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие культуры; нормативные и методические документы по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечного дела; основы экономики и управления библиотечным делом; достижения отечественных и зарубежных библиотек; основы организации труда; технологию библиотечных процессов; правила, методы автоматизации и механизации библиотечных процессов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы не менее 5 лет.

Должностная инструкция музейного смотрителя [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Музейный смотритель:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Старший смотритель филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника усадьбы Рукавишниковых Антонина Ексина 38 лет работала экономистом. На пенсии она освоила новую профессию - смотрителя музея. И даже сделала карьеру.

Работаю каждый день в красоте

Я закончила факультет экономики промышленности в Университете имени Лобачевского. После вуза работала в НИИ электронной промышленности. А затем долгое время была начальником службы ценообразования научно-производственного объединения. Общий стаж составил 38 лет. В 60 лет я, как и положено, ушла на пенсию. И однажды, в 2011 году, прогуливаясь по Верхне-Волжской набережной, мы с внучкой решили посетить музей-усадьбу Рукавишниковых. Он как раз первый год работал после реставрационных работ. Когда мы осматривали красивые залы усадьбы, я подумала: «Вот бы работать в такой красоте».

Я знала, что один из Рукавишников был скульптором - он поставил памятник русскому военному летчику Нестерову. Но я не связывала музей-усадьбу Рукавишникова с этой известной семьей. Тем более, что раньше много лет это был просто краеведческий музей, а затем 16 лет здание было на реставрации.

Дома мне было скучно, а силы и энергия еще были - на следующий день я отправилась в отдел кадров музея. И мне повезло - меня взяли на работу смотрителем. Испытательный срок традиционно длился три месяца. За это время я познакомилась с должностной инструкцией и своими обязанностями. Если возникали вопросы - я всегда могла обратиться к коллегам или руководству.

Сначала я работала в смотрителем в бальном зале - он необыкновенно изящный, с красивыми, торжественными люстрами, выполнен в нежно-голубых тонах. Здесь проводятся музыкальные и бальные вечера. Так приятно наблюдать, как подтянутые кадеты вальсируют с девушками в пышных, бальных платьях.

В обязанности смотрителей входит защита экспонатов от порчи и хищений. Серьезных инцидентов в музее не было. Правда, иногда волнуемся, когда видим, что стул прислонили к бордюру во время танцевального вечера. Периодически мы отвечаем на вопросы посетителей - вести полноценную экскурсию смотрители не имеют правило. Во время мероприятий мы также помогаем гостям - например, надо показать комнату для переодеваний, стул принести. Но наша основная функция - сохранность музея и его экспонатов.

Примерно через год мне предложили должность старшего смотрителя. Коллектив у нас дружный, конфликтов нет. Всего в музее работает 14 смотрителей. Из них - два старших. Мой график работы изменился. Если раньше я работала с 8 до 17 во вторник, среду пятницу и в субботу и воскресенье с 8 до 19, то сейчас мой рабочий день составляет 12 часов с 10 утра. Зато второй день дается на отдых. А так как живу я рядом, то успеваю отдохнуть, набраться сил.

Работа по душе

Я нашла работу по душе. Так как зарплаты у смотрителей невысокие, на этой должности в основном работают пенсионеры. В среднем смотритель в Нижнем Новгороде получает 7-12 тысяч рублей. Но стать смотрителем не так просто - должен быть ухоженный, интеллигентный внешний вид, начитанность, воспитанность. Поэтому данная вакансия часто открыта, но найти на нее подходящего человека не так просто.

Когда я стала старшим смотрителем, обязанностей прибавилось - теперь надо следить за дежурством смотрителей, согласовывать графики их выхода на работу, организовывать уборки помещений. Старшие смотрители взаимодействуют с Администрацией музея, экскурсоводами, отделом истории. Например, надо сообщить смотрителям про новые экспозиции, дать ЦУ. Иногда приходят указания из хозяйственного отдела - по уборке помещения, например.

В праздничные дни, каникулы людей в музее бывает очень много - иногда даже полторы тысячи человек в день приходит. В таких случаях, конечно же, нагрузка на смотрителей нарастает. Особенно много гостей приходит в новогодние каникулы, в Ночь музеев. Часто посетители спрашивают про подлинность и принадлежность экспонатов, что случилось с хозяевами усадьбы после революции. Мы кратко отвечаем на вопросы.

Гости бывают разные

Данная профессия требует терпения. Посетители приходят разные. За всеми надо смотреть и при этом не терять терпения, вежливости и такта. Нам надо вежливо сказать, что трогать экспонаты нельзя, а ведь потрогать хочется. Когда людей много, уже требуется физическая и моральная выносливость. Иностранцев приходит не так много. И ведут они себя очень дисциплинированно - держатся переводчика, внимательно слушают. У нас даже охранник может направить иностранца по-английски в нужный зал.

Детки ведут себя по-разному. Когда школами приходят, то чаще всего ведут себя воспитанно. Так как в музее довольно много помещений и дается много информации, пока дети доходят до третьего этажа, они уже устают. Особенно уставших детишек (человек десять) можно посадить на стулья на третьем этаже перед окном, где они могут полюбоваться панорамой за Волгу. Смотритель должен присматривать, чтобы маленький ребенок был в сопровождении взрослого.

Жизнь музея

Молодые экскурсоводы, методисты разработали интересные детские программы: во время экскурсии по залам разгадывают различные загадки, шарады, выполняют задания: например, раскрашивают макет блюда, из которых кушали купцы в 19-ом веке, измеряют аршином определенное расстояние. А когда они приходят в бальный зал, их учат танцевать полонез. Они с большим удовольствием и азартом проходят все эти задания.

Мне всё здание нравится: любимого зала или экспоната нет. Наш историко-архитектурный музей является одним большим экспонатом. Мне нравится и нижний этаж, который напоминает старое купечество, и второй с его помпезностью и пышностью, и изящный простор третьего этажа.

В музее 50 помещений, но не все служат залами для посещений. Часть комнат отведены под администрацию, исторический отдел, буфет. В усадьбе-музее часто проходят фотосессии и бракосочетания (у дома бракосочетания заключен договор с нашим музеем) - молодожены фотографируются в зале, гостиной, на парадной лестнице. Иногда в день по 10 фотосессий проходит. Обычно молодоженов встречает администратор. Если у него выходной или отпуск, его заменяет старший смотритель. В бальном зале проходят и мастер-классы по танцам, которые ведут несколько обученных пар. А зимой в бальном зале ставится замечательная, высокая, красиво наряженная елка. В этот Новый год была программа с привлечением и наших сотрудников, и артистов, и студентов.

Работа в окружении духа 19-го века

Мне нравится работать в окружении красивых вещей 19-го века. Когда происходит обновление экспозиции, всегда узнаешь много нового про те времена, про купеческую жизнь. Работа у меня точно не скучная. Сегодня общаемся с гостями, завтра следим за балом, послезавтра работаем на концерте - масса впечатлений и новой информации.

Общение с коллегами, руководством, сотрудниками музея вдохновляет, делает жизнь более интересной и наполненной. В свободное время я люблю читать историческую литературу, но не развлекательного, а познавательного характера. С удовольствием изучаю историю родного края. Думаю, в эту профессию меня привел не только случай - у меня всегда была склонность и любовь к истории.

Скажу сразу: об экспонатах в музее знают экскурсоводы и научные сотрудники, а мы даже не имеем права экскурсию слушать. Поэтому, если вы думаете, что мы здесь все уму-разуму набираемся, вы ошибаетесь, наша единственная задача - за посетителями следить. Да, экскурсоводы каждый день проводят рядом с нами экскурсии, но нам не разрешено слушать. Тут везде «глаза» стоят, посмотрите, вон видеокамеры. Если к какой-то экскурсии слишком близко подойдёшь, то выговор, наверное, не сделают, но на вид могут поставить.

Но вообще это от человека, конечно, зависит. Некоторые сами не интересуются, а некоторые практически второе образование получают. Я до этого музея работала в Пушкинском, там освоила всё западноевропейское искусство. Глазами-то я за посетителями смотрю, а ушами экскурсовода слушаю. Некоторые громко говорят, а некоторые очень тихо. А подойти и попросить говорить погромче не положено.

Кстати, разговаривать с посетителями мы тоже не имеем права. Иногда очень хочется что-то рассказать, но мне запрещают. Потому что считают, что смотритель отвлекается, может что-то просмотреть: уведут картину, а я всё в экстазе разговариваю с кем-то. Плюс мы же не имеем специального образования, поэтому считается, что мы можем дезориентировать посетителей. Но когда ко мне кто-то подходит, я стараюсь ответить.

В мои обязанности входит следить за посетителями, чтобы не было никаких нарушений: экспонаты не трогали, не шумели, не говорили по мобильному телефону - это же музей. Иногда смотришь сквозь пальцы: если никого нет, можно и разрешить сделать звонок. А когда народу много, то не разрешаем, потому что это других отвлекает.

О нарушениях

Украсть - такого у нас не было на моём веку, но вот трогают экспонаты постоянно, пальцы свои оставляют везде. Это же экспонат, его музейные работники берут в белых перчаточках, когда куда-то переносят! А мы жирными руками ляпаем: и дети, и взрослые есть такие любопытные.

Тут в четырнадцатом зале иконы висят, и вот одна посетительница там стояла, молилась-молилась, потом мне говорит: «Можно я приложусь?» Я ей отвечаю, что это же не церковь, а музей, тут всё под сигнализацией - нельзя! Но я отвернулась - она приложилась, сигнализация сработала.

Или ещё в Пушкинском стояла женщина интеллигентнейшая, а я отвернулась ненадолго, поворачиваюсь, а она гладит голову лошади. Я прямо остолбенела, думаю - такая интеллигентная! Подошла к ней и говорю: «Что вы делаете? Руками ни в коем случае нельзя!» Она: «Извините-извините», отошла от меня и от лошади, но я чувствую, её какая-то мысль мучает. Девушка вернулась и говорит: «Вы извините, но вот я была в Лувре, и нам экскурсовод говорит: „Погладьте руками, потрогайте, почувствуйте теплоту мрамора“». Но одно дело мрамор, а другое - слепок, который недолговечный, который больше 70 лет не может существовать. Поэтому часто приходится говорить «не трогайте».

На Волхонке в основном слепки, но и мрамор тоже нельзя трогать, и бронзу нельзя. Ничего не разрешают трогать. Может, что-то надо и разрешить, но это вопрос спорный. Вот говорят, сейчас какой-то еврейский музей открылся, где всё можно трогать. Я там ещё не была - надо посмотреть.

О посетителях

К посетителям отношусь по-разному. Но мне скучно стоять, когда нет народу, меня посетители чаще радуют, а кого-то и раздражают: конечно, если он идёт в пальто, с зонтом, с мобильником и не обращает внимания на тебя. Или докучные посетители, которые с глупыми вопросами подходят, меня раздражают. Спрашивают в основном, где туалет, но это ещё нормально. А так... Ну вот сегодня меня спросили, как при царе освещался музей. Я говорю: я не знаю, как он освещался, я в то время не жила, и нам не объясняли.

Молодёжь в основном невоспитанная сейчас идёт и такая... своенравная, что ли. Замечание делаешь - как стенке говоришь, не реагируют. Грубо не отвечают, потому что на мою седину смотрят, наверное. Но отойдут и как нарушали, так и продолжают нарушать правила.

Иностранцы часто сюда приходят, но они не понимают по-русски, а мы по-иностранному. Если нужно раздеться, покажешь, где гардероб. Какие-то отдельные слова они тоже знают, как и мы. А так разговорной речи у нас нет. Руками объяснишь замечания. Они как-то понятливее, чем русские.

Самый большой наплыв у нас в субботу и воскресенье. В каникулы детей много идёт. Когда много народу, сложно работать: нужно постоянно ходить по залу, смотреть, чтобы ничего не произошло. Когда детские экскурсии, тут шумно. Они же бегают, носятся. Хорошие детки, но если лоб разобьют - кому отвечать? У нас тут всё под стеклом, а он бежит, стекло не увидел, врезался, потом ревёт.

Но вообще при мне такого не было, чтобы дети лоб разбивали. Им сделаешь замечание - они отошли и дальше побежали. А там - уже не моя территория. И ничего украсть при мне не пытались или испортить. Хорошие мне попадались.

О карьере

Я, когда ушла на пенсию, долго не работала, с внуками сидела. Потом чисто случайно пришла на Поклонку со своими сёстрами, и мы зашли в музей Великой Отечественной войны. А там меня стали уговаривать на работу устроиться - я устроилась, вот и всё. У меня там знакомых никаких не было, ко мне просто работники музея подошли: им нужны были сотрудники, ведь музейных смотрителей всегда не хватает, потому что платят нам всего ничего.

Никакого обучения профессии, конечно, нет, есть только должностная инструкция, я уже не помню, что там написано. Но наши обязанности - ходить и глядеть. Если какие неполадки - сообщаем хранителям. Если человеку плохо, мы можем позвонить - у администратора есть аптечка. Если какое хулиганство или попытка воровства, у нас есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем милицию. Вот они - раз, нажал на кнопочку - милиция прибежала.


В общем, график мне здесь очень нравится: один день работаешь, один отдыхаешь, перерыв на обед - 50 минут, ещё есть полчаса на чай. А когда музей закрывают, по всем комнатам проходит комиссия, и всех работников выпроваживают, никто здесь ночью не гуляет. Комиссия состоит из хранителя, милиционера, пожарника, электрика. Они проверяют, всё ли в порядке в залах, на месте ли экспонаты, работает ли сигнализация. Это бывает каждый день.

О коллегах

У нас есть и молодые девушки, которым около 40, хотя, наверное, это уже не девушки - женщины, есть люди за 50 и вплоть до 80. В основном, конечно, пенсионеры работают, что уж говорить.

Нам интересно здесь работать: все новые выставки мы бегаем смотрим, обсуждаем между собой. Контингент разный. Есть совсем малограмотные, но это в основном молодые. Потому что, я считаю, в смотрители идут те, у кого не задалась жизнь - из молодых-то. Но есть и очень интеллигентные старушки, мы всё обсуждаем: и выставки, и семью - у кого что наболело.

Многие путешествуют, практически все по два раза в год за границу ездят и в музеи там тоже ходят. Мне не довелось никуда съездить, у меня двое внуков, и я на них трачу все свои деньги.

У нас есть своя комната, мы там и переодеваемся, и обедаем. И у экскурсоводов в музее - своя комната, у хранителей - своя. Они там и обедают, и чай пьют, мы с ними пересекаемся только в залах.

Карьерный рост. (Смеётся.) Нет, такого не бывает. Я могу стать только старшим смотрителем, но это дело неинтересное и хлопотное, потому что там ты имеешь дело не с экспонатами, а со смотрителями как администратор.

О любимом экспонате

Любимого экспоната у меня нет, но мне нравится, например, вот это царское место. Оно стояло в Успенском соборе, Иван Грозный там Богу молился, только это копия, а не подлинник. А вот мои дети сюда приходили, и им не понравился наш музей. Они быстро прошли по всем залам, посмотрели. Зять сказал, что здесь надо очень долго ходить и очень много читать. Дочери просто сказали, что неинтересно, что тут много старых вещей: они у меня историю не любят. Но как я могу обидеться? У каждого свои вкусы.